↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

flamarina

FANFICS+
Автор, Редактор, Иллюстратор

Фанфики

118 произведений» 
Чернильница
Гет, Мини, Закончен
3.5k 51 94 9
Дочери ветра
Джен, Мини, Закончен
9k 162 221 23
Снежок
Гет, Мини, Закончен
4.2k 70 83 6
Медуза
Гет, Мини, Закончен
6.4k 41 127 4
Жёлтые цветы
Гет, Миди, Закончен
6.8k 26 47 4

Редактура

19 произведений» 
Прелюдия
Гет, Мини, Закончен
388 4 1
Шёпот
Гет, Мини, Закончен
438 0 1
Монопенисуально
Джен, Мини, Закончен
207 0 0
Мы - не волки
Джен, Мини, Закончен
213 0 1
Мне с тобой не больно
Гет, Мини, Закончен
186 0 2

Фанарт

35 работ» 

Подарки

22 подарка» 
ПодарокАлый купаж
От Парасон
ПодарокЯ согласна
От Home Orchid
ПодарокКак появились жирафы
От kira11
ПодарокСледы в горькой пыли
От WMR
ПодарокМотылек
От Viara species

Награды

90 наград» 
Лига фанфикса 2024 Лига фанфикса 2024
4 апреля 2024
11 лет на сайте 11 лет на сайте
14 февраля 2024
Редкая птица 8 Редкая птица 8
1 февраля 2024
Ундервуд Ундервуд
8 октября 2023
Читатель дедлайна Читатель дедлайна
17 сентября 2023

Блог » Поиск

До даты
Дорогами Средиземья: обзор

У нас продолжается фест #дорогами_средиземья2 (кстати, спешите участвовать, ибо с приходом осени он превратится в тыкву). И если насчёт артов моё мнение незамысловато - мне всегда всё нравится - то по текстам всегда есть что сказать и что обозреть. Итак:

Четыре медовые ночи
Теме взаимодействия Гримы и Эовин посвящено очень много фиков (включая рейтинг). Этот перевод хорош какой-то своей... аккуратностью.
Там нет ООСа и нет глупости, лишних жестов, слишком поспешных прозрений и простых решений.
Там много молчания и скупых жестов, потому что жест более откровенный был бы фальшивым.
А здесь герои те, кто они есть. И Грима - неприятный тип, но одержимый одной-единственной страстью. И Эовин - бескомпромиссная и не готовая прощать. Воительница и умный человек, не надеющийся на чужую глупость. Резкий человек, но приученный если надо на время смирить свою резкость. Она способна на милосердие и даже на сострадание. На сочувствие (со-чувствие, совместное чувство) - нет. И в этом точность.
Герои останутся теми, кто они есть. Но кто-то выкупит тяжёлой и кровавой ценой кусочек... чего? Некоей иллюзии близости. Прошу не принимать это слово в рейтинговом смысле. Близости именно в плане возможности подойти на шаг ближе. Но только на шаг. И только иллюзии.
Финальная сцена (хотя это перевод, так что все параллели случайны) немного напомнила объяснения Дуни Раскольниковой и Свидригайлова в "Преступлении и наказании". "Не любишь? И не сможешь?" - почти слово в слово, только чуть скупее в жестах, как и полагается. Но с тем же смыслом. Сволочи тоже иногда страдают. Что не делает их менее сволочными. Но и не делает их страдания менее искренними.

Женщина с юга
Заметка о королеве Берутиэль. Автор (зарубежный: это перевод) делает реально неожиданный заход - а у королевы-то на кошек аллергия!
Не знаю, насколько оправдан тег "юмор" и насколько этот подход оправдан... ведь так толком и не объяснили, что же заставляет аллергика прикармливать кошек. Мазохизм, что ли?
Остальные детали в стиле "совы не то, чем кажутся" более естественны - кошкам скармливается мясо просто потому, что королеву не радует, как его готовят. Королева вовсе не шепчет проклятия, а просто тихо ворчит на тему местных неподходящих ей обычаев. Да и вуаль носит, чтобы не светить слезящимися глазами.
Ну, допустим.
Конечно, автор, наверное, слегка ударен ПЛиО, потому что контраст "юга" со столицей (Гондор и сам "юг" в каноне), варварское средневековье, мужланы, которые хлещут вино и жрут полусырое мясо, а мыться забывают... Некий налёт Игры Престолов витает над этой историей и, может быть, лучше бы ей быть Элией Мартелл, а то и Серсеей Ланнистер, а не королевой Берутиэль? Но автор в своём праве вдохновляться. А мы в своём праве прочесть эту необычную версию событий.

Blessings and Rituals
А вот это очень и очень оригинально. Тоже перевод. Начало кажется слишком плавным и вроде как скучноватым (на месте автора я бы столько раз не повторяла все эти разные ритуалы гномов с камнями...), но потом становится интересно и даже очень.
Такое своеобразное столкновение цивилизаций, где самое дорогое, самое ценное, самое странное, абсурдное, необходимое... вращается вокруг темы, для другого словно бы случайной. Но если есть взаимное уважение, то постепенно учишься несмотря на скепсис видеть в этом если не смысл, то нечто, ценное для другого.
А там недалеко и до понимания.
Категории обращающихся с камнем немного напомнили то, как изображена религия гномов у Пратчетта ("плавильщик истины" и тому подобное). И это комплимент с моей стороны: у Пратчетта гномья тема вышла хорошо.

За завесой
Кроссовер с ГП, первая в нашем разборе авторская работа (в смысле, не перевод). Альбус Дамблдор, видимо, тоже заслужил если не свет, то покой. Но что он встретит по ту сторону? Зелёный склон, маленький садик... и Гендальфа. С которым уже видился когда-то давно.
Впрочем, посмертие будет не просто отдыхом (хотя отдых в рассветной стране и прекрасен), а поводом задуматься. О себе, о другом и о всём остальном.
Достаточно эмоциональная работа. Переживания Альбуса не дают назвать её "флаффом", хотя при других обстоятельствах неспешная повествовательность и обилие пейзажных сцен вполне тянули бы на такое описание. Но здесь есть интрига.
Самая интересная часть для меня здесь была в философских разговорах Альбуса с Бильбо - о встречах и прощаниях, о планах, о смысле дружбы и многом другом. Что-то в этом тексте есть...

Вечер у костра
День рождения Розы
Две флаффные работы о жизни маленького поколения "истребителей слив", то бишь хоббитят, рождённых после войны за Кольцо. Хоббичий быт того прекрасного времени, когда всё хорошо, а будет ещё лучше, когда на дворе лето, рядом верные друзья, а окружающие поля буквально зовут к приключениям...

Вот такой он - наш фест ))) Помните, что до 1 сентября вы можете принять в нём участие в любую минуту =)

#Толкин #Властелин_колец
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 19 комментариев
 #Дорогами_Средиземья2 #конкурсы #Толкин #Средиземье
Радостная новость: у нас есть конкурсный редактор фанарта! А значит артам на фесте быть.
Поэтому приглашаю художников, заинтересованных в мирах Толкина, тоже принять участие в фесте.

Внимание: в правила внесены изменения, касающиеся публикации артов. Пожалуйста, посмотрите.
Показать 3 комментария
Несколько АУ на тему Сарумана. Возможно, заявка
#Толкин #Средиземье

Я уже как-то раз писала, что по моему личному мнению (личному. мнению. моему) Гендальф, отправляясь на переговоры с Саруманом в главе "Голос Сарумана" второй книги, и не рассчитывал, что тот согласится сотрудничать. Просто спросил "для галочки", чтобы потом без проблем вершить правосудие.
Всё про Сарумана Гэндальф понял уже тогда, когда тот запер его наверху Орфтанка. И ничего нового он узнать не рассчитывал.

Но... вот, допустим, я чересчур критична, а Гэндальф в душе наивный вечно юный ангел в маскировке (если что, Гэндальф мне нравится, но я считаю его достаточно хитрым, по-своему циничным и властным типом, не склонным к благостному самообману).

Итак, допустим....

1) АУшка первая (ну или миссинг)
Гэндальф действительно хочет, чтобы Саруман к ним присоединился. И пока Саруман думает, он испытывает сложную гамму чувств из надежды, тревоги и ностальгии. Ну ведь когда-то весь этот отряд волшебников (с КПД 25% процентов - ибо из пяти польза была только от Гэндальфа, ну на Радагастра и раннего Сарумана можно ещё накинуть 5%) - были коллегами, а возможно и друзьями. Они доверяли друг другу. Они общались между собой тысячи лет, а это просто так вряд ли можно перечеркнуть и забыть в один момент.
Короче, хотелось бы фик о размышлениях Гендальфа. Можно даже POVом, если осторожно.

2) АУшка вторая
А вот Саруман берёт и соглашается. Взвешивает, понимает, что Саурон его в порошок сотрёт, а так есть неплохой шанс выжить. Что будет дальше? В качестве кого и как он будет помогать объединённым силам Гондора, Рохана и разных прочих эльфов?
Будет ли он пытаться сбежать, схитрить, вывернуться в последний момент? Случится ли с ним некий катарсис и перекуётся ли он всерьёз?
Вот, кстати, в фиках всех, кому не лень, перевоспитывают. А Сарумана... ну раза три я видела. В англофандоме. Печального качества работы были.

3) АУшка третья, трагическая
Помните, когда Грима швырнул палантир? Тот разминулся с Саруманом буквально на пару секунд, да ещё и Гимли предположил, что Грима не знал точно, в кого хочет попасть - вот рука и дрогнула.
А если бы не дрогнула? Попала бы Саруману в голову - и финита. Летальный исход, Саруман оседает на пол, поднимается облачко тумана и в лучших джедайских традициях рассеивается в воздухе.
А Гэндальф только что лишил его посоха и звания волшебника.
Опачки.
Фактически, тоже приложил руку к убийству.
Я не знаю, насколько обезопасит волшебника его магия от прямого попадания камнем в голову, но что-то мне подсказывает, что тот же Гэндальф с его привычкой вечно во что-то ввязываться не прожил бы так долго, если бы к посоху не прикладывались способности защитить себя от грубой силы (да-да, после Битвы Пяти Воинств у него рука на перевязи. И всё. В других сражениях он не страдал. Даже с Балрогом были не раны, а раны плюс утопление, удушение, ожоги и прочее-прочее - то есть набор, другого убивший бы 100500 раз, а не один).
Итак, как бы повлияло на Гэндальфа осознание, что Саруман умер из-за него? Не сам принял решение (как Денетор), не совершил глупую ошибку, хотя его предупреждали, не героически погиб в бою, как Тори - а умер потому, что Гэндальф как раз за минуту до этого решил показать, кто здесь хозяин?
Ну, таких фиков я не видела совсем, если кто-то что-то знает - посоветуйте.

p.s. задрала автокоррекция. "Граната швырнул палантин в Сарафан".... у меня всё.
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 4 комментария
#Средиземье #Толкин

Среди католиков "Hob" (дословно: жаровня или плита) - один из старых эвфемизмов при обозначении дьявола. Это объясняет таких зверушек английских сказок, как "хоб-гоблины", но нифига не объясняет, как лингвист и католик Толкин умудрился выбрать для названия вымышленной и положительной (!!) расы название, в котором так прямолинейно виден корень, который вроде как подразумеваться не должен....

Да-да, в приложениях к Властелину Колец он сказал, что и название по-другому звучит, и корень его в слове "хоул" (нора), но это было потом. А вначале была тонкая книжица под названием "Хоббит". И была эта книжица детской сказкой для тех, кто пока читает только на английском...
Показать 4 комментария
#Толкин

Кстати в тему харассмента. Тут на днях Питер Джексон отжёг, утверждая, что во время кастинга "Властелина колец" его бурно отговаривали от некоторых женских кандидатур, в частности - от Миры Сорвино и Эшли Джадд.

А теперь минутка прекрасного. Знаете, сколько во Властелине Колец женских персонажей? Четыре! Галадриэль, Эовин, Арвен и Роза Хижинс (причём я не уверена, что последняя вошла в экранизацию).
Нет, я могу предположить, что Мира Сорвино пробовалась на роль Галадриэли. Я даже сказала бы, что это было бы значительно более удачное и вканонное решение, чем то, что вышло в результате.
Но Эшли Джадд?! Кого она там играть собиралась? У меня элементарно не хватает фантазии, куда собирались приткнуть эту милую, но абсолютно современную и абсолютно американскую (в крайнем случае - итальянскую) мордашку. Разве что на роль Розы Хижинс, но и то маловероятно.

Так что терзают меня смутные сомнения, что Джексон может п*здеть....
Показать 17 комментариев
#Толкин

Гхм, говорят, что по Властелину Колец американцы будут сериал снимать. И вроде не фейк.
Вот и посмотрим, насколько работоспособно моё умение предсказывать всякие гадости
Показать 20 комментариев из 32
#Толкин

Степанов и Каменкович, конечно, затейники...
Помню, лет пять тому назад долго втыкала, что мне напоминает окончание песни энтов:

В далекий кpай с тобою мы пойдем одним путем -
И то, чего искали вpозь, мы вместе обpетём!


Недавно таки вспомнила. Вернее, какое там вспомнила: в телесериале это зачитали, причём повезло, что именно в том же переводе:
И всё, что разделила Жизнь, Смерть вновь соединит

Ну, думаю, нифига себе. Приплыли. ОК, "закатная страна" это и так нечто среднее между раем и чистилищем, но не до такой же степени, товарищи. Не до того, чтобы петь "мы умрём и вот тогда мы встретимся, ура!"
Глянула в оригинал. Вышло может и похоже, но не настолько сильно. Сравним. Это Шелли:

"Tis Adonais calls! oh, hasten thither,
No more let Life divide what Death can join together"

А это Толкин:

"Together we will take the road that leads into the West,
And far away will find a land where both our hearts may rest"

Ну то есть сходство есть (условно, в конце концов, все стихи, тяготеющие к классическому решению, похожи). Но в глаза оно не бросается.
Получается, переводчики специально усилили связь с, прости господи, смертью Адонаиса? Гхм...
Свернуть сообщение
Показать полностью
#Средиземье #Толкин #кроссовер_головного_мозга

Всегда прикалывало, что Гендальф на мосту, по идее, в испанском варианте должен говорить "Но пассаран".
Но теперь с большим запозданием дошло, что "Vanimelda, namarie" (Прекрасная, прощай) - ни что иное, как "Белла, чао!"
Нет, я вообще не сильна в истории антифашистского сопротивления и проч. и др., но эта мысль почему-то меня упарывает.
Показать 13 комментариев
#Средиземье #Толкин

Перечитывая знаменательный диалог из главы "Голос Сарумана", невольно умиляюсь младенческой наивности зла в Властелине Колец... Когда Гендальф предложил Саруману сдать ключи и покаяться, а также "принести пользу" - в обмен на гарантии безопасности и бла-бла-бла, - то Саруман его просто и незатейливо послал, на сдачу обозвав лицемером, окружённым головорезами и мелкой шушерой.
Но ведь насколько любопытнее было бы, если бы Саруман согласился. Хрен с ним с Орфанком. Всё равно без полчищ орков и в полуразрушенном состоянии башня недорого стоит. В конце концов, изначально он странствующий волшебник и всё, что нужно, и так при нём.
А теперь внимание вопрос: что делать Гендальфу? Он обещал этому чуваку гарантии безопасности и то, что его будут привлекать к искоренению Саурона. Шикарно! То есть теперь Гендальфу надо объяснить роханцам, что, несмотря на Хельмову Падь, несмотря на погибшего сына короля и прочая-прочая - они должны вот просто так взять и отпустить Сарумана, потому что товарищу Гендальфу он нужен для дела, и вообще судить его могут разве что в Валиноре, так что экстрадиции им не видать, как своих ушей.
Момент номер два. Как он за ним следить собирается, дабы тот не взялся за старое? Начертить посохом огненный круг, посадить Сарумана в центр и охранять? Понятно, что доверить охрану любым другим существам в любом количестве невозможно, ибо ну "Голос" же! И когда нашему в высшей степени занятому товарищу Гендальфу этим заниматься?
Опять же, надо охранять не только общественность от Сарумана, но и Сарумана от общественности, иначе за все свои прошлые деяния он быстро получит дротик под лопатку и история закончится.
Короче, сыграй Саруман в коллаборационизм, всё было бы куда более сложно.

Конечно, напрашивается мысль, что, поскольку Гендальф, в отличие от аналогичных фигур в других сеттингах, лопоухостью и склонностью к доверию не отличается, - то он изначально И НЕ ЖДЁТ, что Саруман согласится. А ему просто важно поставить галочку напротив "я ему предлагал" - и дальше с чистой совестью и на белом коне исключить бывшего коллегу из Ордена, Совета и прочих организаций.
Но это не отменяет вопроса - а что бы он сделал, если бы Саруман согласился? Не позволил же замочить его тихой сапой, в самом деле....

p.s. Кстати, если знаете такой фик, в т.ч. на английском - пожалуйста, дайте ссылку )))
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 13 комментариев
#Толкин #Средиземье

Вот интересно, а что было бы, если бы эльфам (и волшебникам) было НЕКУДА возвращаться. Если бы Аман и сопредельные острова накрылись медным тазом - либо, что проще, изъяты из "закруглившегося мира" совсем, так что никакие серые корабли бы не помогли.
Что бы они стали делать? Как жить? Как общаться с "местным населением"?
Впали бы они в тихую депрессию или начали геройствовать на грани суицида?
Потому что даже изгнанники, которым вроде как "не было прощения", судя по всему, надеялись хоть тушкой хоть чучелком, а обратно на историческую родину умотать...
Показать 20 комментариев из 33
#Толкин #упорос #бред

В роду потомков Арагорна и Арвен удивительная склонность к нисходящей ксенофилии по женской линии...
Мелиан - из айнур, Тингол - эльф
Лутиэн - эльф, Берен - человек
Идрил - эльф, Туор - человек
Галадриэль - дом Финарфина, из эльфов, рожденных на Западе,, Келеборн - родич Тингола, но эльф, никогда не живший на Западе (по двум основным версиям из трех)
Келебриан - эльфийка, Элронд - полуэльф
Арвен - эльфийка, Арагорн -человек

ИМХО, рано или поздно какая-нибудь принцесса из их потомков выйдет замуж за хоббита...
Показать 16 комментариев
Про национальную идею и вдохновляющие под... ягодичники
Странные размышления о "Властелине колец" и роханцах

Толкин в трилогии "Властелин колец" в образе роханцев воплотил, по-моему, какую-то несбыточную мечту социальных психологов, политологов и разнообразных историков-идейщиков.
Ведь вы подумайте... Вот Рохан. Вроде как по объективным показателям там всё хорошо. Орки шастают (типа террористы, в пересчёте на современные реалии), конечно, но всё-таки не так, как в Гондоре, который граничит сами знаете с чем и вообще находится в состоянии перманентной партизанской войны, вдобавок являя собой буфер между главным источником неприятностей в регионе - и всеми остальными странами.
С экономикой в Рохане всё ОК: урожаи высокие, кони красивые и плодовитые. С рождаемостью гораздо лучше, чем в столице Гондора, которая стоит чуть ли не полупустая (исходя из впечатлений Пипина).
Так в чём же в Рохане проблема? В верховной власти. Причём нет - здесь даже более иезуитский момент - верховная власть-то хорошая, просто немного... гхм... неадекватная, внушаемая и пожилая. Чем и пользуется один-единственный негодяй-советник, из-за которого все беды. Не, серьёзно - даже у короля Артура был хотя бы кабинет министров... то есть, простите, Круглый стол рыцарей. А здесь - голяк. Учитывая, что они вроде как военизированные товарищи, было бы логично ожидать, что командиры эодредов как-то участвуют во власти (раз уж сын, племянник и "аристократия" Рохана концентрируются именно там).
Но нет, откуда-то с луны свалился этот Грима, которого даже непонятно как по отчеству, потому что все его зовут либо по кличке, либо по имени. Откуда он вообще? Судя по имени, он местный роханец, судя по тому, что про родню его ничего не известно - не из шибко знатных. Однако ж, советник. Он что, курсы MBA при Мордоре закончил? Ладно, проехали...
Ну и короче вот этот один-единственный советник пакостит целому Рохану и никто на него управу найти не может. Из казны крадёт, переворот замышляет, препятствует проведению антитеррористической операции (по его совету Теоден запретил Эомеру преследовать отряд орков). Весь двор его ненавидит, но дисциплинированно молчит и терпит - ну, Эомер один раз угрожал. Публично. Светлая идея незаметно задушить поганца портьерой так никому в голову и не пришла.
Параллельно с упадком верховной власти начинается падение национального самосознания и рост декадентских настроений: в диапазоне от радикального артхауза "дом Эорла - просто грязная хижина, полная головорезов" (спонсор нашего бренда - логика в отключке: логика в отключке - не удивляйтесь абсурдным лозунгам. Никогда) - до умеренно-ностальгического всадники-не-те-что-раньше (даже наш правильный парень Арагорн знаком с этим творчеством: "Где же тот конь и тот конник, где всадник на бой проскакавший...").
И вот, как говаривал классик, "земля как есть обильна, порядка только нет". Весь этот горький катаклизм длится и длится, несмотря на то, что запросы времени как бы не поощряют развешивание соплей по берёзам. Пока на горизонте не появляется наш Доктор Кто от Средиземья, он же Гендальф - и не устраивает Теодену детоксикацию... ой, то есть, простите, глобальное переосмысление ценностей. И что дальше? Всего за пятнадцать минут слабенького внушения и профилактический лечебный пинок, отвешенный злюке-министру, Рохан поднимается с колен и демонстрирует сумасшедший ренессанс на тему "давно пора повесить всех гадов и жить счастливо". Что роханцы и делают ещё за час. Гриму правда не вешают, а изгоняют на экономическую родину - но зато с конфискацией, что сразу приободряет всех.
Была проблема - не стало проблемы. И уже ни артхауза, ни самобичевания, ни досадных военных прогрышей (ибо до сих пор войскам дико мешали заниматься своим делом, а теперь мешать перестали). Изменить историю одним метко отвешенным подж**ником - знаем, умеем, практикуем.
Такой вот градус безбашенного наивняка, из которого становится понятно, что мир спасёт красота и массовые расстрелы. С одной стороны, как бы намекает, что национальная идея едва ли не выше всего остального. С другой стороны, как бы намекает, что для счастья надо всего-то удалить операционным путём источник артхауза и экономической неэффективности, причём чёрным по белому заявляет, что эти понятия 1) связаны, 2) часто исходят от одних и тех же лиц, 3) вообще говоря, являются не случайностью, а диверсией и как-то связаны с чужими враждебными интересами.

Чем меня неизменно умиляет Толкин, так это тем, что на поверхности он мыслит очень по-англосаксонски, а под этой поверхностью кружат какие-то совершенно иные концепции. Одни эльфы у него чего стоят... А теперь вот и роханцы

#Размышления #Толкин #Средиземье #про_литературу
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 20 комментариев из 55
Про Тома Бомбадила, гипноз и семейную жизнь
размышления на полях Властелина Колец

Среди побочных и эпизодических персонажей ВК, меня как-то больше всего интересовал Том Бомбадил. Уж больно много вокруг него тайн: и кольцо на него не действует, и Гендальф намекает, что они одного поля ягоды (то бишь Айнур, духи, ангелы или кто они там есть), и Лес его слушается. Да строго говоря, его вообще все слушаются.
И здесь начинается самое интересное. Том вроде как персонаж положительный? Положительный. Ну, настолько же, насколько Гендальф со всеми этими его "конечно, я опасен". Да, конечно, он обладает всеми чертами трикстера, начиная от привычки нести чушь и странной даже по хоббичьим меркам манеры одеваться - и заканчивая небольшим ростом, пронзительным взглядом и привычкой жить на отшибе. Но вроде как хоббитам он ведь помог? И поведение ивы не одобряет? Значит, хороший.
И здесь мы сталкиваемся с такой странной штукой: положительным персонажам как бэ ни к лицу использовать разные формы гипноза, не так ли? Ну ладно, это не типичный гипноз, но вот это "я приказал - ты сделал", даже если весело и с песнями - атрибут тёмной стороны. Тот же Гендальф, разумеется, может поиграть голосом, но делает это единожды - когда приказывает Саруману вернуться - с равным себе и в порядке исключения. Саруман тоже обладает навыками внушения, но он же и не положительный персонаж, а совсем наоборот.
И ладно бы Бомбадил использовал эту особенность только в увещевании лесной флоры и фауны... Но он же, согласно "Песням Тома Бомбадила" и личную жизнь таким образом устраивает! Нахамила ему симпатичная девчушка, в воду утянула - он ей пару слов сказал в рифму - и она уже его жена. Её согласия как бы не спрашивается.
Ну да, можно сказать, что Толкин первые наброски к образу Бомбадила делал ещё до Второй Мировой, а тогда женщин вообще спрашивали редко, но... сам пафос! Выкрасть себе жену гипнозом. Как говорится, даже не познакомившись. Мордашка и фигурка симпатичные, щёлкнул пальцами - хочу! - и готово. Вот так положительный персонаж, вот так красавец...
Второй интересный момент заключается в том, что Старый Лес-то "земля и вотчина" именно Бомбадила. И не раз и не два подчёркивается, что он здесь за всё ответственен. Но сказать, что место от этого стало райским язык не поворачивается. Напротив, в каком-нибудь Мирквуде немногим хуже.
Ну и наконец, конечно, вымораживает полуофициальное обращение к нему: Хозяин. Просто и сердито. Боже ж мой, даже Саруман не додумался так себя назвать, хотя ему вроде бы и карты в руки. Когда-нибудь, вероятно не в этой жизни, я научусь разбираться в том, как звания, титулы и обращения эволюционируют в британском фэнтези. Например, почему "your majesty" - удел злых королей и особенно королев, причём со склонностью к колдовству.
Или почему вроде как нейтральное "Lord" во Властелине колец настолько негативно окрашено. Нет, я понимаю, у Пратчетта - он этих "lords and ladies" и так на дух не переносит, его сердце с простым народом. Но у ВК-то, с его королями, наместниками и князьями такого нет!
Тем удивительнее, что слово "Master", обозначающее с переменным успехом учёного-теоретика (магистр), амбициозного апокрифиста (я вам устрою тут своё житие святых с кагором и монашками), цехового главу и, собственно, хозяина с большой буквы Х (да, вы меня поняли правильно) - приписано здесь положительному герою.
На секундочку - все вышеупомянутые значения "The Master" являются синонимами полного и абсолютного контроля. Но контроля над вещами, над неодушевлённой материей и/или абстрактными концепциями. Бомбадил же со всей определённостью контролирует одушевлённые, обладающие собственной волей субъекты. Даже ива, даже призраки... - они злые, но они существа с личной волей! Кто вообще может иметь такую власть?
Кроме Эру/Илуватора (=Бог), но Толкин в письмах активно отрицал возможность того, что Том - имперсонация Бога.

Да, я понимаю, как и вы, что корень образа Бомбадила следует искать в Калевале, в образе кельтского Рогатового Бога и тому подобных источниках. Что героям тамошних легенд и саг понятия добра и зла неведомы и разве что судьба может взять их в свои руки. Но ВК, как ни крути, всё же не миф и ему глубоко чужда идея амбивалентности и непредсказуемости сил мира. ВК - вполне себе история "борьбы бобра с ослом", где вроде как не приветствуются персонажи, решающие за других (разговор с Галадриэлью о Кольце, осуждение Гендальфом Денетора, образ Сарумана, спор Элронда с Гимли о клятвах...)

#про_литературу #Размышления #Статьи #Толкин
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 20 комментариев из 32
Про Толкиновских эльфов, девственность и "я бы на их месте"
по мотивам одного из дневных обсуждений

Если вкратце, то высказывалось мнение, что, дескать, не сильно верится, что эльфийские барышни могут хранить девственность по несколько тысяч лет и всякое прочее. Так что или любимый у них в анамнезе трагически помер, а они всё оправиться не могут, или врут барышни.
Что хочу сказать... не знаю уж, как там в фильме, или в других сеттингах, но в книге "Властелин колец" (вокруг персонажей которой и шла дискуссия) эльфы показаны порядком примороженными. Взять хотя бы Леголаса, который с холодным вежливым интересом относится что к снежному бурану, что к битве с орками. Вы можеет себе представить, что это создание ведёт распущенный образ жизни и имеет всё, что видит (какого пола, каждый решает в меру своей распущенности)? Единственная эмоция, присущая эльфам постоянно - это щенячья печаль в глазах на тему "всё проходит и трава не такая зелёная". Ну и редкие, быстро проходящие вспышки гнева.
Впрочем, такое поведение вовсе не удивительно. Эльфы ведь живут долго, память у них крепкая, органы чувств работают на полную мощность (всякие там "зоркие эльфийские глаза" и "тонкий эльфийский слух"). Спрашивается, где они складируют всю эту хренову тучу информации, если черепушка у них вполне заурядных размеров? Особенно интересно, что происходит после первых пары тысяч лет. Очевидно, что происходит это в ущерб каким-то другим отделам высшей нервной деятельности. Почему бы не эмоциям?
То есть чисто интеллектуальные и бестелесное удовольствие от гармонии природы, музыки, бла-бла-бла - им вполне доступны, а вот гормональные сумасшествия - вряд ли. Зато вот всякие навязчивые идеи и зависание на одной теме, случающееся как раз у весьма логичных товарищей с "широким сознанием" - в наличии (вспомним Феанора, хотя бы). Что порождает феномен, что если уж кто-то из эльфийской шатии-братии в кого-то влюбился, то это сильно и надолго.

Вот такая имха. А вы говорите девственность. Это всё людские приоритеты, а эльфы вполне могут быть "выше этого".

#Толкин #Размышления #про_литературу #про_фанфики
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 19 комментариев
Почитали комментарии, называется...
#Толкин #Хроники_Нарнии

Читали комментарии к Хоббиту, залипли на именах гномов. Взяты они были, как известно, из старшей Эдды, и половина переводится довольно стрёмненько...
Ну, продравшись через то, что Даин - "подобный мертвецу", а Наин - "подобный трупу" (исландцы вообще большие оптимисты), дошли до сакраментального имени "Нар", означающему... - правильно, труп.
Далее диалог:
- Эм, а "Нарния" - это получается... страна мёртвых?
- Может и нет, это ж не Толкин написал.
- Они дружили. И идеями делились.
- А что такого - вон, в "Ученике Чародея" они её обозвали "страной вечной молодости". Какие ещё намёки нужны?
- Вот вам и сказочки...

Вот так и сижу пришибленная этой "страной трупов" по самое небалуйся. Зомбиапокалиспис в масштабе один к одному.
Показать 8 комментариев
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть