↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Мануал. Как написать историю за 10 шагов? (джен)



Фандом:
Рейтинг:
General
Жанр:
Статья
Размер:
Мини | 139 Кб
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
Как написать художественное произведение за 10 шагов? Практическое пошаговое руководство без "воды".
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава

Шаг 2. Жанр

С теми, кто одолел первый шаг и уверен в своем замысле, переходим ко второму шагу — определению жанра или жанров произведения.

Итак, начнем с того, что такое жанр. Жанр — это специфический набор художественных средств, которыми выражается содержание. Может показаться, что вопрос с жанром сугубо теоретический и не имеет отношения к планированию истории, но это совсем не так.

Зачем нужно определиться с жанром?  Во-первых, это помогает самому автору. Мы получаем фундамент уже известных приемов, которые заведомо работают. Это позволяет нам, с одной стороны, не скомкать свое творение в кашу, с другой стороны, угодить читательским вкусам и получить аудиторию. Во-вторых, это помогает читателем разобраться в том, чего им ждать от произведения, стоит ли его читать. Если человек на дух не переваривает детективы, например, то лучше ему и не приступать к очередному детективному роману. Это спасает время. Большинство людей изначально ищет себе книжку по определенному жанру или набору жанров.

Можно ли писать без опоры на жанры? Конечно! Это же творчество, здесь можно все. Если вы готовы проторять новые пути, то честь вам и хвала. Вот только у очень немногих получается действительно создать нечто стоящее в нежанровой литературе. И в любом случае, начинать лучше с жанра, это проще, позволит набить руку. Да и чтобы нарушать правила, нужно их

сначала изучить.

Теперь приступаем к выбору жанров. Первое, что нам предстоит определить это: роман, повесть или рассказ мы будем писать. Какая из этих форм лучше подойдет для вашего замысла. Посмотрите на него. Сможете вы уложить это содержание в короткую историю с малым числом персонажей и событий? Или вам нужно развернуть целую сюжетную линию? Или много сюжетных линий на большом отрезке времени? Выбор за вами. Писать рассказы и романы одинаково трудно, хотя проблемы возникают разные.

Сразу отмечу, что даже если вы собираетесь писать короткий рассказ, то этап планирования пропускать не стоит. Любая история должна быть хорошо продумана, независимо от ее размера. Рассказ спланировать ничуть не менее важно, чем большой роман, ведь в короткий текст придется уместить довольно много смыслов.

Если вы определились с формой и выписали ее для себя, то переходите к классическим литературным жанрам. Их, конечно, можно сочетать (два-три жанра), но не переусердствуйте: эльфы на огнедышащем драконе, сражающиеся с космическими пиратами, попадающие в прошлое и расследующие преступление, в котором преступник оказывается призраком — это не оригинальность, это фарс!

Что же вы пишите? Боевик? Детектив? Исторический или любовный роман? Мистику? Приключения? Ужасы? Фантастику или фэнтези? Я не буду здесь подробно характеризовать каждый из них. Содержание и каноны этих жанров известны всем, а уж тем более хорошо известны пишущим. Я лишь обращу ваше внимание на две вещи. Первая: определитесь с жанром (жанрами), почитайте работы в нем (а лучше вообще взять свой любимый), это даст вам опору, фундамент в дальнейшей работе над историей. Вторая: не повторяйте канон полностью, это не формула по физике, экспериментируйте, меняйте, смотрите под другим углом, ваша задача не повторить тысячу историй до вас, а создать что-то новое в соответствующем жанре, повернуть его читателю иначе.

Есть еще очень удобная схема деления на жанры от Блейка Снайдера. Он составил это деление по фильмам, но и для литературы она тоже подойдет.

Начнем с такого оригинального жанра, как "монстр в доме". В данной категории создаются чаще всего ужасы. Дано: "монстр" — некая неведомая сила, "дом" — замкнутое пространство. Персонажи вынуждены в этом замкнутое пространстве бороться с "монстром". Здесь могут быть призрак в реальном доме, агрессивный инопланетянин на космическом корабле, новая форма жизни в метро, жажда и плот... "Монстр" не обязан быть потусторонним. Всё, что важно соблюсти: реальная опасность от "монстра" и замкнутое пространство, из которого просто так не сбежишь.

Произведение играет новыми красками, если вы не просто ради экшена сочиняете, а наделяете "монстра", карательными функциями, он появился, чтобы наказать персонажей за что-то, и чтобы от него избавится, необходимо преодолеть себя и свои пороки.

Еще одним очень распространенным вариантом может стать "золотое руно". Это

категория историй-путешествий, самая древняя из всех. Однако, чтобы не сделать

её тривиальной, нужно делать акцент не на приключениях персонажей в их пути, а

на то, чему они в дороге учатся и как меняются.

Еще одна очень старая категория историй "джинн из бутылки". Это категория об исполнении желания или проклятия. Причем исполнять их может как потусторонняя сила (джинн, золотая рыбка и т.д.), так и удача. Что здесь важно помнить? Если вы пишете об исполнении желания, то в начале ваш персонаж должен находиться в безвыходной ситуации, чтобы все читатели\зрители дружно желали ему везения. Если у вас история о проклятии, то ваш главный герой не должен быть неисправимо плох, чтобы ему все-таки можно было сочувствовать.

И еще крайне важно помнить, что в обоих случаях персонаж должен извлечь урок, и

к концу стать обычным, без волшебного исполнителя желаний, чтобы приблизиться к

аудитории.

Теперь возьмем категорию "у денди проблемы". Это категория об обычном человеке, который попадает в совершенно необычные для себя обстоятельства. Здесь главный подводный камень в том, что какая бы волшебная не была проблема нашего «денди», для ее решения он должен не только совершить чудо, но и победить что-то внутри себя.

Очень популярна сегодня категория "супергерой". Противоположность предыдущего.

Совершенно необычный персонаж попадает в обыденную обстановку. Это истории о

непонятости. Героя не понимают окружающие его простые люди, а ему хочется быть

принятым. Поэтому какие бы сверхъестественные силы у него ни были, мы ему

сопереживаем. И ситуацию его способны понять все.

Более философской может стать категория "обряд посвящения". Категория историй о перемене в человеке, его боли и муках. Герой страдает, но лишь преодолев себя, он сможет найти решение. Здесь чаще всего речь идет о внутреннем конфликте. Персонаж борется с алкогольной или наркотической зависимостью, болезнью, кризисом среднего или переходного возраста и т.д.

Менее драматичной, но более уютной может стать категория "дружище". Это истории о крепкой дружбе или о любви, короче, об отношениях двух людей, столкновении двух характеров. В принципе, сюда же относятся сюжеты о человеке и его питомце. Траектория сюжета почти всегда схожа: в начале два персонажа ненавидят друг друга, потом сближаются, понимают, начинают нуждаться друг в друге, это усиливает конфликт, приводит к страданиям, и только в конце, изменившись, персонажи воссоединяются. Причем, меняться могут как оба героя, так и один, но тогда второй будет катализатором его изменений.

Еще одной весьма серьезной категорией может стать "зачем это было сделано?". Это истории-объяснения. Может быть и детектив, и социальная или психологическая драма. Здесь неважно, как меняется персонаж, а важно, как меняется отношение читателей к происходящему, их понимание ситуации.

Если мы стремимся к совершенству (а все мы стремимся), то история должна не только объяснять мотивы, но и заставлять читателя покопаться в себе, понять что-то плохое в себе.

Очень популярная одно время тема "победа глупца". Это любимый сюжет русских сказок

(Снайдер об этом не знал), когда самый глупый изначально персонаж оказывается

самым умным и хитрым в конце. В зачине истории герой должен быть полным

неудачником, а победить ему нужно благодаря собственным смелости и упорству. Подобные

истории популярны, поскольку дают взглянуть на мир глазами аутсайдера, а людей

с низкой самооценкой все еще предостаточно.

И напоследок берем категорию "превращаем в институт". Это истории про разные социальные институты, от сюжетов о членах одной семьи, до историй о школах, больницах, госорганах и так далее. Эти истории рассказывают нам о "плюсах" единения и "минусах" потери индивидуальности. Интереснее, когда главным героем выступает новичок, которого знакомят с особенностями жизни института и который сможет взглянуть на него не предвзято и пойти наперекор глупости.

И вот теперь обдумайте еще раз ваш замысел и решите, в каком (в каких) жанре(-ах) вы можете его воплотить? Это важно. Один и тот же замысел в разных жанрах может играть по-разному. Ну, например, возьмем замысел: «Ребенок понимает, что Дед Мороз забыл подарить ему подарок на Новый Год и решает найти волшебника и разобраться с несправедливостью». Что можем иметь? Рассказ в жанре ужасов и «монстр в доме», где Дед Мороз окажется монстром и накажет ребенка за его самонадеянность. Повесть в жанре фэнтези и «джинн из бутылки», где добрый волшебник повиниться перед малышом и исполнит его заветные желания. Роман в жанре детектив и «превращая в институт», где ребенок увидит огромную корпорацию по производству и рассылке подарков и вместе с Дедом Морозом будет искать сотрудника, виноватого в его испорченном празднике. Уверена, что есть и другие жанровые варианты подачи этого замысла (если кому-то вдруг понравилось, то забирайте и пишите, я не против). Так что хорошенько продумайте связку жанров с вашим замыслом. И к следующему шагу уже будьте готовы!

Глава опубликована: 04.11.2021
Отключить рекламу

Предыдущая главаСледующая глава
12 комментариев
А кто такой Никитин? И читатель далеко не всегда отождествляет себя с героем. Читатель может даже иметь диаметрально противоположное мнение о всем в книге (я за Грейджоев, отец аз Старков, мать -за Станниса Баратеона.)
За упоминание важности описаний вам большой плюс, но вот - он сказал, она сказала - это жирный такой англицизм, у них дурным тоном считается писать эмоциональное определение речи вроде "завопил".
Clegane
Юрий Никитин - российский писатель фантаст, который помимо всего прочего написал книжку "как стать писателем".

Читатель может иметь диаметрально противоположные мнения и не любить героя, это верно, но если герой вам не понятен, не интересен, антипатичен в какой-то мере, читать о нем вы не будете. Если такой герой один среди десятка других - все ок. Если это единственный и главный герой, то вашу историю читать не будут.

Про свое отношение к "сказал/сказала" я в тексте отметила. Такой совет есть, на русском языке об этом тоже пишут, я не согласна, что все остальное надо убрать, но перебарщивать с вариациях вряд ли стоит, получатся рюши на броне.
Если герой мне антипатичен, я буду читать. Надо же узнать, как его убьют. И вот тут второй вопрос - почему вы думаете, что если герой антипатичен мне, то другой человек не будет читать мою историю и находить в нем что-то свое?
Clegane
Потому что мы рассматриваем каждого конкретного читателя. Каждый конкретный читатель должен найти что-то свое понятное и\или интересное, а если не найдет, то не будет читать. Очевидно, что любой герой найдет читателя, которому не понравится. Поэтому у каждого автора есть целевая аудитория, под которую вы пишите и которая будет так или иначе отождествлять себя с героем.
Но если вам нравится писать про тех, кто антипатичен вам и не вызовет отождествления, вам никто не сможет запретить
А вот тут вопрос, что автор понятия не имеет, кто его будет читать. Дети читают взрослые книги, а взрослые читают детские книги. И угодить каждому читателю невозможно.
И отождествление? Я ж не расстреливаю триста пленников за час на спор, хотя и читаю про такого человека.
Да и отношусь я к своим персонажам как к конструктору. Нужно такое для одного жанра - такие детали, нужно другое для другого жанра - вот эти детали.
Clegane
Сильно не все дети читают взрослые книги. Если мы пишем любовный роман, то скорее всего его будет читать женская аудитория лет от 15 и до бесконечности, и мы на них рассчитываем. Это не значит, что брутальный мужик не может прочитать любовный роман, может, но таких читателей будет не много. Мы опираемся на большинство.
В любом случае, я совершенно не понимаю, зачем вы пытаетесь со мной спорить. Я собрала советы по писательству. Это не догма и я не пророк. Если вас не устраивает какой-то из советов, то пройдите мимо него, кому-то он поможет. Отождествление прекрасный инструмент, которым можно пользоваться осознанно, но если вас он не устраивает, то вы хозяин своей истории. Я вам не указ.
Тетушка Сова
С двенадцати и до бесконечности - это возраст чтения любовных романов.
И я никоим образом не спорю, я пытаюсь дополнить. И вот мне как раз интересно - существует ли аудитория или это миф? Я пишу пиджи, для детей, - мне в комменты: какой суровый мир! Они что, едят собак? (люди там основаны на ацтеках и едят, потому что ацтеки ели. Таких маленьких лысеньких собачек, шоло порода называется. Есть и сейчас). Причем не дети. Я пишу кровь-кишки-сплаттерпанк - мне приходит в комменты явный школьник и удивляется, почему так мало кишок?
Clegane
Аудитория есть, ваш пример лишь показывает, что ваша аудитория выделяется не по возрастному критерию, а по каким-то другим. На кровь и кишки обычно приходят люди, которые не умеют справляться с чувствами и хотят слить негатив, люди, которые не могут реализовать темные стороны своей души в реальной деятельности, им нужно еще больше мрака, смотрите, какие "демоны" в современном мире не удается вплести в законопослушную жизнь и давайте в тексте. И люди будут в восторге.
Тетушка Сова
Простите, а где вы прочитали, что сплаттерпанк - это для людей, которые не умеют справляться с чувством или сливают негатив? Покажите мне этого человека, я в него плюну. Потому что я читаю и авторов, и их блоги, если есть возможность. Так - нормальные, эмоциональные люди.
lrkis Онлайн
Или оказаться в состоянии отсутствия вдохновения, ни в силах придумать, чем же продолжить.
А каким таким образом планирование нивелирует эту проблему? Этот затык может быть и на этапе подготовки же.

В начале: "Не буду философствовать".
Не отходя далеко от кассы: "Идея нужна и вот почему, а кто не согласен, тот днище и будет гнить в аду".
Ну что за поучительно-снисходительный тон, а?

Себя бы и слушали: "... не стоит превращаться в морализатора." :D

Посмею высказать свое мнение, это первый и возможно последний раз в мануале, когда я это делаю.
Да не. Вы делаете это куда больше, чем один раз.

А что значит "интересно", где оно водиться и как его ловить так и не объяснили. :(
lrkis
Отвечу на то, что представляет собой вопрос
Планирование позволяет продолжать писать, когда вдохновения нет, поскольку у вас уже есть четкое пошаговое понимание, что и как вам нужно написать, какие смыслы вложить
"Интересно" у всех разное, но если вы вложили достаточно смыслов, создали запоминающихся героев и проработали логичный и не стоящий на месте сюжет, то в к этому "интересно" максимально приблизились. Но всегда будут люди, которым никогда не интересно читать любовные романы, даже если там все прекрасно продумано и проработано, и вы никак их не убедите. Поэтому "интересно" совершенно индивидуально, но мы можем стремиться охватить как можно больше читателей за счет идеи, персонажей и сюжета
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх