↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
nordwind
31 марта в 09:48
Aa Aa
#литература #картинки_в_блогах
ПОЭТ В РОССИИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТ, или КАК ОТМЕТИЛИСЬ НАШИ АВТОРЫ В ЖИВОПИСИ, ГРАФИКЕ И Т. П.

М.В.Ломоносов
Ну, что тут скажешь — везде человек поспел. Хотя и начинал с нуля (не то что наставники с гувернерами, а даже «среднее образование» ему не светило), и прожил каких-то 53 года…
Мозаика «Полтавская битва» (6,4 х 4,8 м), украшающая вестибюль Академии наук в Петербурге, собрана из 1 000 030 000 кубиков смальты, созданной по изобретенной самим Ломоносовым технологии: он вдохновлялся образцами старых итальянских мастеров, которые хранили свое умение в тайне. А предварительно Ломоносову пришлось разработать еще и собственную теорию цветов.
Кроме того, он успел создать около 40 мозаичных портретов.
Полтавская битва; изображение Бога-Отца; портрет Петра I.


В.А.Жуковский
Поэт много путешествовал и много рисовал: Германия, Швейцария, Англия, Италия, Голландия, Россия…. В «дофотоаппаратную» эпоху, что не удивительно, рисовальные умения были более развиты и распространены, чем сейчас.
Альбомная графика Жуковского — «пейзажные стенограммы» — похожа на строчки письма: кажется, что рука не отстает от бегущего по пейзажу глаза. Параллельно с зарисовками поэт делал дополняющие их путевые заметки, которые опережали живописное мышление эпохи на пару десятков лет — их можно назвать импрессионистскими:
Листья, блестящие от дождя; камни; тень дерев на серебряной пене; капли с дерев; кипенье воды в свете и в полусвете. Сквозь решетку листьев (Манфред) черные стволы дерев; трепет листьев; одно огромное дерево, как призрак с раскинутыми руками…


К.Н.Батюшков
«О память сердца! ты сильней / Рассудка памяти печальной…»
После постигшей его трагедии (всю вторую половину своей 68-летней жизни поэт провел в состоянии тихого помешательства) Батюшков занимался в основном лепкой и рисованием — и создал ряд необычных рисунков, где повторяются одни и те же мотивы: белая лошадь пьет воду, деревья, раскрашенные в красное, зеленое и желтое, замок, вдали море с кораблями, темное небо и бледная луна. Все это — в довольно нехарактерной для эпохи манере.


А.С.Пушкин
Знаменитые пушкинские профили подтверждают изречение «стиль — это человек». В данном случае — человек, написавший «Повести Белкина», «Пиковую даму» и «Капитанскую дочку», мастер лаконического штриха.
Например, известно 10 портретов Баратынского, выполненных профессионалами, — и по ним сложно представить себе его внешность: все они противоречат друг другу. Благодаря наброску Пушкина можно судить о том, кто из художников удачнее прочих передал облик поэта-философа.
Сверху вниз — портреты графини Воронцовой и друзей Пушкина, его современников-поэтов: А.Мицкевич, Д.В.Давыдов, А.А.Дельвиг, Е.А.Баратынский, П.А.Вяземский, В.К.Кюхельбекер, Д.В.Веневитинов. Слева — портреты, написанные профессиональными художниками. Безусловно, они гораздо подробнее. Но слегка шаржированные пушкинские рисунки дают такие характерные «формулы лица», что в этом смысле работы портретистов к ним уже ничего не прибавляют.



М.Ю.Лермонтов
Он учился живописи у художника П.Заболотского — и одно время подумывал полностью посвятить себя ей. Этого, как известно, не случилось, зато Лермонтов на хорошем любительском уровне освоил живопись маслом, акварель, рисунок и даже технику офорта.
Пейзажные работы Лермонтова по преимуществу связаны с Кавказом. Искусствоведы находят в его живописи некоторое влияние светотеневой техники Рембрандта.
Кавказские виды и портрет В.Лопухиной:


Н.В.Гоголь
Основной темой Гоголя-рисовальщика оказался архитектурный пейзаж. Еще в юношеской записной книжке «Всякая всячина» среди множества набросков бытовых предметов — старательная зарисовка родного дома в Васильевке. Позднее к ней присоединились готические соборы, итальянские дворцы, русские церкви, античные руины — и просто архитектурные фантазии.
Материальный мир у Гоголя теснит человека по всем фронтам.


Д.В.Григорович
Основоположник «натуральной школы», который стоял у истоков реализма и успел еще поддержать и ободрить молодого Чехова, наряду с Тургеневым считается носителем «эталонного» литературного русского языка. И это несмотря на то, что языком его детства был французский: после смерти отца мальчика воспитала мать-француженка, и даже в молодости будущий русский писатель еще говорил по-русски с ошибками и с сильным акцентом.
Рисовальные навыки Григорович получил в Строгановском училище и в Академии художеств; он также занимался историей искусства, составил путеводитель по Эрмитажу и в течение 20 лет являлся секретарем Общества поощрения художеств.
Автопортрет и пейзажи окрестностей усадьбы Григоровича — Дулeбино:


И.С.Тургенев
Писатель был признанным знатоком и коллекционером живописи. В зрелые годы он даже как-то сказал, что если бы пришлось прожить жизнь заново, то он выбрал бы карьеру пейзажиста.
Тургенев прославился как непревзойденный мастер словесного пейзажа — но в качестве рисовальщика, напротив, сосредоточился исключительно на портретах. В его кругу много лет увлекались «игрой в портреты»: рисовали разнообразные профили, и каждый из участников писал под каждым профилем, что он думает об этом человеке. Сохранилось более 200 таких рисунков. Тургеневу как писателю чрезвычайно интересна связь между внешним и внутренним в человеке.
Авторские иллюстрации к «Запискам охотника» и автошарж. Два нижних ряда — тургеневские наброски из «игры в портреты».



Я.П.Полонский
Известный поэт фетовского круга оставил большое живописное наследие: иллюстрации к собственным произведениям, портреты и особенно пейзажи; он был поклонником швейцарской пейзажной школы — Калама и Ахенбаха. Впрочем, больше всего картины Полонского напоминают наших пейзажистов-передвижников.
Ниже — дом Фета и окрестности Спасского-Лутовинова, родовой усадьбы Тургенева.


Ф.М.Достоевский
Архитектурные эскизы в рукописях Достоевского, в отличие от гоголевских, ограничены готикой. Ее «вертикальные» мотивы ассоциировались у писателя с темой восхождения: от земли к небу, от вещества — к идее.
Другой пласт изображений — лица и фигуры, отражающие разные стадии зарождения и развития образа.
И наконец, часто встречаются образцы каллиграфического письма: чисто эстетическое любование красивой формой букв, напоминающее аналогичное отношение в японской культуре. (Талантом каллиграфа Достоевский наделил и своего князя Мышкина.)


В.М.Гаршин
Писатель, которого назвали «больной совестью века», всю свою короткую и трагическую жизнь интересовался искусством, выступал в качестве художественного критика, дружил с передвижниками (Репиным, Ярошенко и др.) — и сам неплохо рисовал.
Автопортрет:


Л.Н.Толстой
Великий Лев рисовал мало — и то больше в молодости, когда еще не выветрились навыки, полученные в детстве. О его набросках можно сказать: «неладно скроены, да крепко сшиты».
Старик (из кавказской записной книжки)


А.П.Чехов
В.А. Гиляровский вспоминал, как однажды у него собралась компания, где среди прочих были Чеховы (писатель и его брат-художник) и Левитан. Николай Чехов и Левитан сделали несколько зарисовок в альбоме, присутствующие наперeбой хвалили.
Антон Павлович с серьезным видом долго рассматривал рисунки и пустился в строгую критику:
— Разве так рисуют? Что это такое? Никто ничего не поймет! Ну, море! А какое море? Вот головка... Ну, головка! А чья головка — не пояснено... Так не рисуют! Надо рисовать так, чтобы каждому было понятно, что хотел изобразить художник. Вот я вам покажу, как надо рисовать!
И Ан. П. взял альбом, карандаш и ушел в мой кабинет. Через несколько минут еще с более серьезным видом он вернулся в столовую и положил его перед Левитаном:
— Учись. Вот как рисуют! А ты, Гиляй, береги это единственное мое художественное произведение: никогда не рисовал и никогда больше рисовать не буду, чтобы не отбивать хлеб у Левитана.
И Гиляровский сберег:


М.А.Волошин
Акварели Волошина по стилю близки к рисункам Жуковского, только в них больше свободы и значительно меньше детализации. Они занимали в его жизни едва ли не большее место, чем стихи. Это работы поэта, получившего разностороннее художественное образование: Волошин изучал историю искусств во время путешествий по Европе, работал в студиях Уистлера и Стейнлейна, в натурных классах Академии Коларосси и в мастерской Е.Кругликовой в Париже.
Последние 15 лет жизни, которые пришлись на годы Советской власти, поэт прожил в Коктeбеле. Свои коктeбельские пейзажи он часто сопровождал поэтическими подписями, вроде: «Ведет сквозь волны и туманы мой одинокий лунный путь».
У акварелей Волошина есть интересное свойство: как и стихотворные циклы самого Волошина (и лирика некоторых других поэтов, вроде Тютчева), они производят наиболее сильное впечатление не по отдельности, а рядом.



А.А.Блок
Автор «Стихов о Прекрасной Даме» написал еще много чего, включая глубокие работы по искусству (например, статью «Краски и слова»). Но в собственных изобразительных опытах он раскрывается перед нами, прямо скажем, с неожиданной стороны. Это юмористические зарисовки семейной жизни, посвященные прежде всего той самой Прекрасной Даме — Л.Д.Менделеевой-Блок.
Принцип дополнительности во весь рост. Прикиньте сами: где «Вхожу я в темные храмы» — и где вот эти шедевры под названиями «Люба и Саша делают великосветский визит», «Люба и Саша наряжают елку» (и кстати, похожи ведь!!)


Л.Н.Андреев
Вот кто работал в живописи вполне профессионально и с успехом выставлял свои работы. Картины Андреева в основном иллюстрируют его собственное творчество — и отражают то же смятение и страх, которыми полна его экспрессионистская проза и драматургия.
Картина под названием «Один оглянулся» связана с мучительно преследовавшей писателя темой смерти. Под ней — автоиллюстрации к драме «Жизнь Человека» и к повести «Иуда Искариот».


В.В.Хлебников
Поэт Велимир Хлебников большую часть жизни провел среди художников. Он вполне владел «академической» манерой рисунка (что видно по его ранним работам), но наиболее характерны рисунки, отражающие одновременно дух времени и пафос самого поэта с его дерзким «словотворчеством».
Ниже — портрет поэта-футуриста Алексея Крученых, автопортрет, свиристель и сова, выполненные в разных манерах:


Андрей Белый (А.Н.Бугаев)
Прозаик-символист в своих живописных опытах дерзал (жуть какое архаичное слово, но точно выражает суть) изображать дух оккультных практик, абстрактных понятий, исторических и психологических явлений…
И с рисунками пушкинской эпохи уже не перепутаешь: ХХ век издалека виден.
Сверху вниз:
Горы как воплощение стихии Земли; «Адам и Ева в человеке»
Дух движения
Общая картина поэзии Блока и «Заговор пап» (картина теократии средневекового европейского государства)
Автоиллюстрации к книге «Мастерство Гоголя»: 1) гоголевское слово — связь ландшафта с фигурой в росчерке; 2) структура гоголевской фразы
Автоиллюстрации к романам «Петербург» и «Москва»


В.В.Маяковский
Ранний Маяковский был скорее пишущим художником, чем рисующим писателем. Он учился в Строгановском училище, в студии Келина, в Училище живописи, ваяния и зодчества… Слово Маяковского-поэта откровенно работает на публику: оно театрально, плакатно, — такова же и его живопись, особенно знаменитые агитационные «Окна сатиры РОСТА», не разделявшие рисунок и слово.
Ниже: «Рай» — авторский эскиз к опере «Мистерия-буфф»; портрет В.Хлебникова; мексиканский пейзаж; плакат из «окон РОСТА» — и последний рисунок Маяковского: человек идет за заходящим солнцем.


А.М.Ремизов
Затейливость ремизовского стиля, ориентация на древнерусские традиции отразилась и в огромном по объему живописном наследии писателя, которым интересовались П.Пикассо и Ю.Анненков.
Ремизов опирался на детский наивный опыт, на лубок — и в то же время был мастером каллиграфии и древнерусского письма. Он говорил: «написанное и нарисованное — по существу одно».
Одна из его книг называлась «Подстриженными глазами»: Ремизов был близорук, но ухитрился возвести проблему со зрением в ранг уникальной особенности, позволяющей увидеть мир «по-своему», через призму сновидений.
Шуточная грамота Обезьяньей Великой и Вольной Палаты и автоиллюстрации к книгам Ремизова:


• В посте частично использованы материалы альбома «Рисунки русских писателей XVII-начала XX века»: авт.-сост. Р. Дуганов. М., 1988. (Ну и еще всякого по мелочи…)
31 марта в 09:48
14 комментариев
Не начинал Ломоносов с нуля, говорят он любил припиздеть, гениальные люди часто любят ещё больше приукрасить свою гениальность.
Он из зажиточной семьи, его отец был полиглотом, ему дали образование, в Москву сбежал, да, но не от помещика, а от бати в качестве бунта скорее.
И на допросах то он крестьянином был, то ещё кем, ну заврался человек, бывает))
Мастерство Григоровича, Полонского и особенно Лермонтова поражает! Лермонтов либо был художественным талантом, либо потратил 10000 часов под руководством мастера. Когда они все успевали? Или всё дело в том, что с самого детского возраста с ними плотно занимались?
Да уж, впечатлен.
А Жуковский мог бы быть отличным мангакой. Вот так бы я хотел научиться рисовать, как он. Мне нравится этот стиль.
Ненужные Коты на социальном дне
Тут всё относительно, разумеется. Я имею в виду системное образование, о котором даже спустя много лет Чехов сказал: «то, что дворяне получали даром, разночинцы покупали ценой молодости». То, что Ломоносов выучил в детстве, он учил урывками, от кого пришлось: от приходского дьячка, от соседа, в доме которого водились книги вроде грамматики Смотрицкого и арифметики Магницкого (Ломоносов с ними познакомился примерно в 14 лет), и т. д. Но отец хотя и не возражал, чтобы сын учился, в перспективе имел в виду только пользу для семейного дела — и больше ничего.
От помещика, само собой, Ломоносов не бегал: в Поморье крепостного права не было. А когда он подавал прошение о приеме в Славяно-греко-латинскую академию, то действительно назвался дворянским сыном, потому что по указу Синода ректорам духовных учебных заведений строжайше предписывалось «помещиковых людей и крестьянских детей, а также непонятных и злонравных, отрешить и впредь не принимать». Ломоносова даже в «Словесную школу» (училище) в Холмогорах не приняли бы, как крестьянина (старые источники выдвигали предположение, что он бегал туда украдкой, но подтверждений так и не нашлось). В общем, приходилось крутиться, и отсюда потом много путаницы в биографии. Там вообще много непонятного, вплоть до его странной ранней смерти: ходили даже слухи об отравлении.
Jinger Beer
Рисовать учили обычно с детства. Видно, получше, чем, например, меня в школе 😉
А сейчас, кстати, есть куча разных пособий художественных - именно обучающих основам манги. Мне на "Флибусте" постоянно попадаются. С них нет толку?
Показать полностью
nordwind
Я к тому, что очень многие думают, что Ломоносов - из крепостных, сбежал в Москву, дошел пешком и прочее. Но это невозможно, потому что какой-то багаж знаний нужно получить в возрасте до 5, какой-то в возрасте до 10-15 лет, иначе уже поздно, навсегда поздно. И Ломоносов его получил.
Ненужные Коты на социальном дне
Нет, он, конечно, не из крепостных. Просто народ часто даже не в курсе, что на половине территории Российской империи (да как бы еще и не на бо́льшей) крепостного права не было. В школе на этом акцента не делали - в мое время, по крайней мере. И сами слова «крестьянин» и «крепостной» воспринимались как синонимы.
А какой-то багаж знаний, хоть и невеликий, у Ломоносова, конечно, был (к счастью). Иначе он не только никуда не смог бы поступить, но даже и мысли такой в его голову б не забрело. Это само собой.
Акварели Волошина совершенно потрясающие! Они и графика Жуковского - в самое сердце) Спасибо большое, очень интересно, раньше не попадались рисунки писателей, кроме профилей Пушкина и рисунка Чехова в "Москве и москвичах")
И у Батюшкова интересные рисунки, особенно с коровой. Кажется, травки и дерево в палехском стиле.
Viola ambigua
Я тоже на Волошина прямо запала. А Батюшков, что любопытно, в молодости - когда был здоров - рисовал совершенно иначе, довольно беспомощно и неинтересно. А вот поздний неожиданно чем-то стал напоминать... позднего Ван Гога. Такая тревожная цветовая гамма (в репродукции она плохо передана).
nordwind
Пособий много, но препод это всегда лучше, он делает подход более системным. Самоучкой ещё требуется мощная самодисциплина.
Ну и что касается меня лично, то старого пса тяжело обучить новым трюкам. Нейроны-то не такие уже бодрые.
Акварели Волошина и стихи Волошина неотделимы друг от друга, сборники его стихов почти всегда проиллюстрированы его творениями. А вот то, что Ремизов рисовал, да ещё в таком необычном стиле для меня новость. И про Подстриженные глаза очень интересно, пошла гуглить.

Меня в подборке впечатлила графика писателей, все эти чуть шаржированные, как вы написали профили. Всегда восхищалась искусством шаржа, вымирающим сейчас. Несколько штрихов - и виден характер человека. Удивительно.

Такие трогательные зарисовки Блока.. Любу на рисунке окружают звери - вполне узнаваемая собачка, мышки, рыбки и парочка фантастических тварей. Ёлочку помогают наряжать - такие молодцы) уже шарик разбили. Казалось бы, это самый беспомощный рисунок в подборке, а надо же - целая история за ним.
4eRUBINaSlach Онлайн
Никогда не сравнивала профили Пушкина с картинами художников, считала из одинаковыми почеркушками, а оказывается там полно сходства с реальными людьми) Про многих вовсе не знала, было интересно посмотреть. Спасибо за пост!)🤗
Netlennaya
И какое завидное присутствие духа требуется Прекрасной Даме, чтобы, не дрогнув, взглянуть на этот свой портрет... 😉
"Один оглянулся" - смачная крипота. Поищу еще, это прям ух!
А Хлебниковские почеркушки чем-то смахивают на скетчи Лорки. Щас принесу.. вот такое
4eRUBINaSlach Онлайн
Просто Ханя
Почти Шагал с его летящими любовниками или Матисс.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть