↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
nordwind
20 августа 2023
Aa Aa
#картинки_в_блогах #времена_года

Константин Федорович Богаевский (1872–1943). Корабли. Вечернее солнце
Художник родился и всю жизнь прожил в Феодосии, на древней земле, которую населяли некогда киммерийцы, скифы, греки, венецианцы и генуэзцы.
Для него так и не нашлось готовой ступеньки на лестнице классификаций. Богаевский писал Золотой век мира, как классицист Лоррен, но делал это со страстью прирожденного романтика. В его картинах можно найти следы влияния Дюрера, Мантеньи, Пуссена, — при желании даже прерафаэлитов. Бросался в глаза вневременной и знаковый характер образов Богаевского, склонность к восприятию в космическом масштабе — оттого его с легкостью записывали также в символисты и в ретроспективисты.
В конце концов отчаявшиеся искусствоведы ввели термин «киммерийская школа».
Поэт Максимилиан Волошин — еще один из художников «киммерийской школы» — называл этот край суровым: «настоящее солнце, настоящая нагая земля и настоящее Одиссеево море». А о своем друге Богаевском Волошин написал так:
Он действительно является созданием своей древней и скорбной страны, а картины его относятся к земле, их вдохновлявшей, совершенно так же, как призрачные разливы рек на горизонте к безводным степям, а пальмы оазисов на мутящихся океанах предполудней — к сыпучим пескам пустыни.
Пейзажи Богаевского вдохновлены натурой — и тем не менее ощущаются как антитеза реальности, попытка найти в искусстве прибежище от волнений времени. Их на долю художника выпало немало: фронт первой мировой войны, революция, гражданская война, сталинская эпоха… А погибнуть ему было суждено под бомбами, в Великую Отечественную.
Сияющий мир «Кораблей» (1912) стирает грани между исторической Тавроскифией, мифической землей аргонавтов и неведомой прекрасной страной мечты, невольно напоминая об «Алых парусах» Грина — еще одного «киммерийца», мечтателя и современника Богаевского. Горизонты театрализованного пространства картины словно освещены софитами, лучи-стрелы солнца напоминают изображение нимба на иконах, а античные портики храмов выглядят естественным продолжением скал.
Я — солнца древний путь от красных скал Тавриза
До темных врат, где стал Гераклов град — Кадикс.
Мной круг земли омыт, в меня впадает Стикс,
И струйный столб огня на мне сверкает сизо.

Вот рдяный вечер мой: с зубчатого карниза
Ко мне склонился кедр и бледный тамариск.
Широко шелестит фиалковая риза.

Люби мой долгий гул, и зыбких взводней змеи,
И в хорах волн моих напевы Одиссеи.
Вдохну в скитальный дух я власть дерзать и мочь,

И обоймут тебя в глухом моем просторе
И тысячами глаз взирающая Ночь,
И тысячами уст глаголящее Море.

Максимилиан Волошин. Mare internum
20 августа 2023
1 комментарий
Нормальная же классификация - крымский художник))
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть