↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Звёздные дневники Ийона Тихого

По циклу научно-фантастических рассказов Станислава Лема о приключениях астронавта Ийона Тихого

Звёздные дневники Ийона Тихого

По циклу научно-фантастических рассказов Станислава Лема о приключениях астронавта Ийона Тихого

Звёздные дневники Ийона Тихого


Dzienniki gwiazdowe
Цикл книг; 1954-1991

Цикл научно-фантастических рассказов Станислава Лема о приключениях астронавта Ийона Тихого. Рассказы имеют либо форму дневников, описывающих впечатления Йона Тихого во время его путешествий, либо форму его же воспоминаний о прошедших событиях.

Любимая книга 1 человека

В цикл входят книги

О выгодности дракона (Pożytek ze smoka; 1983)

Автор: Станислав Лем  

Некая цивилизация из созвездия Кита в основу своей экономики положила дракона. Она его усердно кормила и выхаживала. Правда, Тихий так и не смог понять, несмотря на все разьяснения, зачем же им нужен этот дракон.

Путешествие седьмое (Podróż siódma; 1964)

Автор: Станислав Лем

 

В «Путешествии седьмом» описывается неординарная ситуация с удвоением времени, встреча с самим собой, а также сатира на работников, только имитирующих деятельность.

Путешествие восьмое (Podróż ósma; 1966)

Автор: Станислав Лем  

В «Путешествии восьмом» рассматривается прошлое и настоящее человечества с точки зрения инопланетных существ. Также в этом рассказе пародируется креационистская теория возникновения жизни.

Путешествие одиннадцатое (Podróż jedenasta; 1960)

Автор: Станислав Лем  

В «Путешествии одиннадцатом» с одной стороны пародируются произведения о бунтах роботов и шпионские романы. С другой стороны, описывается общество, где все друг друга подозревают и никто никому не доверяет, стремясь донести на каждого, кто может подать повод. Общество роботов, которые все как один являются людьми, но вынуждены маскироваться под роботов.

Путешествие двенадцатое (Podróż dwunasta; 1957)

Автор: Станислав Лем  

В «Путешествии двенадцатом» Ийон Тихий отправляется в созвездие Циклопа на Амауропию для испытания на диких обитателях планеты ускорителя-замедлителя времени с целью создать там цивилизацию и установить контакт. Тихий ускоряет их историю: от дикого образа жизни они быстро переходят к первобытно-общинному строю, затем к рабовладельчеству, к средневековью и доходят до уровня начала двадцатого века Земли. Всё это происходит за несколько месяцев. Всё это время Ийон Тихий пытается научить жителей чему-то хорошему, но аборигены понимают его неправильно. Он попеременно является то знаменем, то божеством, то помощником палача, то асоциальным элементом. В образах аборигенов можно увидеть сатиру на человечество.

Путешествие тринадцатое (Podróż trzynasta; 1956)

Автор: Станислав Лем  

В «Путешествии тринадцатом» Ийон Тихий пытается найти благодетеля космоса учителя Ох, но случайно оказывается обвиняемым то на одной планете (Пинте), то на другой — на Панте (которые можно считать антиутопиями). Пинта — залитая водой планета с господствующим обожествлением рыб и всепланетным очковтирательством. Когда-то Пинта была пустынной и безводной, и организация, призванная обводнить планету, прекрасно справилась со своей задачей, в результате приобретя огромные полномочия, которые после выполнения работы не пожелала терять. В результате она продолжила бессмысленное обводнение планеты, а повышение уровня воды стало «великой целью», осмысленность которой невозможно оспорить, не став «врагом государства». Панта — планета, где все обезличены, по проекту Учителя Ох в рамках «протеза вечности».

Путешествие четырнадцатое (Podróż czternasta; 1956)

Автор: Станислав Лем  

В «Путешествии четырнадцатом», описывающем пребывание Ийона Тихого на планете Интеропия, впервые упомянуты загадочные сепульки. Пребывание на этой планете можно рассматривать как гротескное изображение жизни человека в чужой стране, с чуждыми нравами и обычаями. Попытки выяснить, что такое сепульки, заканчивались различными инцидентами (в том числе смертельными для Ийона). Весь рассказ изобилует непривычными и непонятными словами, чем автор сам как бы слегка ставит читателя на место Ийона. Кроме того, автор иронизирует над взаимоотношением «человек-компьютер»: электронный мозг то рассказывает анекдоты не так как надо и когда не надо, то производит расчёты с ошибками.

Путешествие восемнадцатое (Podróż osiemnasta; 1971)

Автор: Станислав Лем  

В «Путешествии восемнадцатом» описывается сотворение Вселенной физиком Солоном Разглыбой и Ийоном Тихим при помощи запрограммированного двигающегося назад во времени электрона, а лаборанты Аст А. Рот, Веелс Э. Вулл, Алоиз Кучка строят непредвиденные козни.

Путешествие двадцатое (Podróż dwudziesta; 1971)

Автор: Станислав Лем  

И. Тихий отправляется в 2661 год, чтобы возглавить программу по исправлению истории (ТЕОГИПГИП). С одной стороны присутствует сатира на утверждения, что человечеству помогала высокоразвитая цивилизация (инопланетяне, люди будущего). С другой стороны, сатира на взаимоотношение в некотором научном коллективе, в котором все заняты исключительно интригами и карьеризмом.

Путешествие двадцать первое (Podróż dwudziesta pierwsza; 1971)

Автор: Станислав Лем  

«Путешествие двадцать первое» в некотором роде является продолжением 20-го. Чтобы избежать замкнутых перемещений во времени и повторении истории с ТЕОГИПГИПОМ Ийон Тихий отправляется как можно дальше — на Дихтонию, находящуюся на расстоянии 1000 световых лет от Земли. Там он гостит в тайном монастыре у братьев-роботов. Попутно Ийон Тихий изучает историю планеты, читает судьбу жителей, которые когда-то были неотличимы от людей, но потом окончательно и бесповоротно стали нечеловекообразными из-за высочайшего уровня своей науки и безответственного к ней отношения, став чересчур развитой цивилизацией.

Путешествие двадцать второе (Podróż dwudziesta druga; 1954)

Автор: Станислав Лем  

В «Путешествии двадцать втором» Ийон Тихий ищет свой любимый перочинный нож на разных планетах. При посещении Андригоны он присутствует на экзамене местных выпускников, где они доказывают принципиальную невозможность жизни на Земле. На одной Сателлин он слушает тяжкую историю католического миссионера отца Лацимона об обращении инопланетян в христианство, а также его негодование по поводу атеизма.

Путешествие двадцать третье (Podróż dwudziesta trzecia; 1954)

Автор: Станислав Лем  

В «Путешествии двадцать третьем» Ийон Тихий посещает маленькую планету бжутов. Из-за недостатка места бжуты отдыхают в распылённом на атомы виде, а по будильнику распылитель синтезирует их обратно.

Путешествие двадцать четвёртое (Podróż dwudziesta czwarta; 1953)

Автор: Станислав Лем  

Ийон Тихий случайно обнаруживает планету индиотов. У последних оставшихся в живых жителей он узнаёт историю планеты. Общество их состояло из достойных (буржуазии), спиритов (жрецов) и лямкарей (наёмных работников). Автоматизация производства привела к безработице и перепроизводству товаров — у голодающих лямкарей не было денег на приобретение товаров. Тогда было решено для наведения порядка и решения проблем создать машину для управления государством — Добровольный Установитель Абсолютного Порядка, целью которого была абсолютная гармония. Машина сначала изготовила роботов, которые скупили все товары, а затем построила Радужный дворец. Все входившие во дворец перерабатывались в блестящие диски, которые затем выкладывались на полях в различные узоры. При этом всё было устроено так, что все шли туда «абсолютно добровольно». В результате последние из индиотов были уничтожены на глазах Ийона Тихого. Машина предложила и Тихому последовать за ними, на что он ответил «Ну ведь я не индиот», и покинул планету.

Путешествие двадцать пятое (Podróż dwudziesta piąta; 1954)

Автор: Станислав Лем  

В «Путешествии двадцать пятом» вначале описываются философские дебаты вокруг хищного космического картофеля, разрешённые профессором Тарантогой, а затем безуспешные попытки Ийона Тихого и Тарантоги встретиться. В конце рассказа И. Тихий смотрит видеозапись Тарантоги из жизни существ (пятеричников), обитающих при высоких температурах на одной из полужидких планет. Эти существа спорят о возможности жизни в более холодных мирах, и старший учитель доказывает невозможность этого (что является пародией на антропоцентризм и антропоморфизм).

Путешествие двадцать шестое и последнее (Podróż dwudziesta szósta i ostatnia; 1954)

Автор: Станислав Лем  

«Путешествие двадцать шестое и последнее» является сатирой на Холодную войну. Автор высмеивает политику США, куда приземлился главный герой, по ошибке приняв Землю за другую планету — Меопсеру. Также там упомянуто, что работая без перерыва четыре недели подряд, Ийон написал свои дневники как ответ на некомпетентные описания трансгалактических путешествий и теорий космонавтики. Он пишет: «разгневанный их недобросовестностью, частыми ошибками, извращениями и даже обманами, я решил коренным образом изменить столь губительное положение вещей и, действуя со свойственной мне импульсивностью, немедленно уселся писать». Впоследствии Лем исключил этот рассказ из цикла, отметив в предисловии, что «путешествие двадцать шестое в конце концов оказалось апокрифом».

Путешествие двадцать восьмое (Podróż dwudziesta ósma; 1966)

Автор: Станислав Лем  

В «Путешествии двадцать восьмом» описываются предки Ийона Тихого, начиная с Анонимуса Тихого. В этом рассказе, с одной стороны, пародируется история древнего дворянского рода. С другой стороны, рассматриваются судьбы вымышленных неординарных личностей и их творений, правда в гротескной форме. С третьей стороны, пародируются романы про сверхдальние межзвёздные экспедиции, когда до цели должны добраться не стартовавшие с Земли космонавты, а их потомки. С четвёртой стороны, рассматривается психология человека, обречённого на долгую изоляцию в ракете, а также восприятие различий между виртуальным и реальным мирами — то грань чётко видна, то реальное кажется виртуальным и наоборот.

Последнее путешествие Ийона Тихого (Ijon Tichys letzte Reise, Ostatnia podróż Ijona Tichego; 1966)

Автор: Станислав Лем  

Попав на Землю после шестилетнего путешествия, Ийон обнаружил коренные перемены в жизни. Оказалось, что теперь по интернету можно зачинать детей (чтобы этого не произошло против воли реципиента, нужно ставить программные фильтры), также существует опасность быть «фантомизированным» при дистанционном считывании личности (из-за чего нужно экранироваться в клетке Фарадея). Описываются его некоторые приключения.

ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть