↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Фанфики

15 произведений» 
Зови меня Стэн
Джен, Миди, Закончен
478 10 13
О мой генерал!
Джен, Мини, Закончен
268 5 19
Воздаяние
Джен, Мини, Закончен
960 11 51
Диалог
Джен, Мини, Закончен
325 0 4
И кончилась сказка
Джен, Мини, Закончен
567 4 26

Подарки

2 подарка» 
ПодарокХорошая девочка Лида
От Pio XIII
ПодарокБелые лилии и резная шпилька
От Наиля Баннаева

Награды

18 наград» 
4 года на сайте 4 года на сайте
18 февраля 2024
15 произведений 15 произведений
8 декабря 2023
10 000 просмотров 10 000 просмотров
9 мая 2023
3 года на сайте 3 года на сайте
18 февраля 2023
1 макси 1 макси
31 августа 2022

Блог » Поиск

До даты
#писатели_и_архетипы #попытка_анализа #юнгианство_в_литературе #часть_третья

Российские писатели-фэнтези и фантасты и архетипы. Начало в :
https://fanfics.me/message633132
https://fanfics.me/message633187

Принципы те же. Итак, начнём. Российское фэнтези я плохо знаю, поэтому начну с фантастики. Потому что фэнтези в России переплетено с фантастикой.

1. Братья Стругацкие . Cоциальная фантастика Стругацких граничит с фэнтези или реализуется в рамках фэнтези. Для Стругацких характерна внимательность к идеям, внимательность к взглядам, но не особое желание каждый раз прописывать "сеттинг" и "мир" в деталях. А значит Архетипы Единства (Обыватель, Шут и Любовник) и Архетипы Порядка (Творец-Правитель-Опекун) идут лесом. Нет, Стругацкие любят выбирать героя или героев и следить за ними. Но они не опекают героев. И они не внимательны к деталям, не контролируют каждый шаг. Теперь посмотрим на архетипы Влияния/Изменения - Разрушитель, Волшебник, Герой. Пытаются ли Стругацкие вмешаться в свой мир и сказать нам, что "всё грустно и плохо" или показать нам процесс преодоления себя, возвышения или же описать мечты, потаённые стремления героя? Да, трагизм в повествованиях Стругацких есть, концовки чаще всего с элементами упадка, мировой скорби, грусти. Румата Эсторский, сотрудник Института истории Земли Антон (позже у другого писателя он телепортируется в прошлое и станет Антоном Городецким, уйдёт в Сумрак) - это самый трагический попаданец в историях про попаданчество. В конце пути он по сути сломлен. Как искорежена жизнь Льва Абалкина и Рудольфа Сикорски, как уходит из обитаемого мира Тойво Глумов, как меняется необратимо жизнь главного героя "Града Обреченного", как мечутся герои "Улитки на склоне", как изменяется Родрик Шухарт... В общем, казалось бы мы нашли нужное. Архетип - Разрушитель. Но погодите, разве Стругацкие всю жизнь не писали про потерянный рай? Разве они не стремились "познать мир и себя", нарисовать идеальный образ мира? Разве не вся их фантастика балансирует на грани утопии и антиутопии? Вспомним "Попытку к бегству," где нам показывают сразу три мира - реальный мир Земли ХХ века (с плюсами и минусами, борьбой и геройством), плюшечно-игрушечный мир Земли ХХII века, где молодые люди от нечего делать бросаются в Свободный Поиск и летят на неизведанные планеты и страшный мир планеты Саулы, где царствует рабовладение и где мелкий тиран отправляет "людей, желающих странного" по сути на каторжные работы и смерть. И тут надо посмотреть, а с какой позиции должны быть рассмотрены эти идеальные миры? Есть рай и ад? Всё вокруг рай? Или самим авторам еще ничего не ясно? И мы видим, да, авторам ничего еще не ясно. Рай для наивных Вадима и Антона, с Земли будущего, для Саула, пришедшего из ХХ века кажется стерильным и чужим. Напротив "ад" новой планеты кажется понятным Саулу и вовсе не адом, а нормой жизни, просто более жестокой, чем нормы ХХ века, но нормой, а для Вадима и Антона - это именно ад. В "Трудно быть богом" Румата Эсторский воспринимает окружающее как наступление темных веков, а его коллеги - нет. В "Жук в муравейнике" Экселенц исходит из гипотезы, что "Странники поставили плохой эксперимент и мы должны принять меры", а Абалкин из того, что "Надо познать истину или умереть". Для Абалкина его собственная жизнь кажется ловушкой без выхода, а для Сикорски - разумной мерой предосторожности. Концовки же по сути открытые. В "Трудно быть богом" - так и не понятно, что стало с Арканаром. В "Волны гасят ветер" неясно, что станет с человечеством теперь, после ухода таких как Глумов. В "Жуке в муравейнике" мы так и не узнаем, что стало бы, если бы "активатор" встретился с "носителем".
Вывод интересен, Стругацкие показывают нам свои миры, каждый из которых проела червоточина, каждый из которых разрушается или гибнет. И мы понимаем, что "всюду страсти роковые и от судеб защиты нет". Перед нами Разрушители, но ... в позиции Исследователя. Разрушенный мир приводит к неожиданному, непредсказуемому финалу и мы почти готовы заключить, что потерянный рай или долгожданный ад, где-то за поворотом. Где-то там. Стругацкие - это Фоксы Малдеры раскодованного мира Модерна. Они еще не вступили в постмодерн, где такие как они станут совершенно другими. Они живут в мире, который уже рушится, но еще не разрушен. Разрушен он будет позже в 1991 году. Но это уже совсем другая история. Хотя они и предсказали этот распад (но не описали, что потом будет).

2. Ник Перумов
А как же без него, родимого, куда же без него. Один из первых фэнтези-писателей, человек, которого "фанаты Толкина" ненавидят (я фанат и не испытываю ненависти) за трилогию "Кольцо Тьмы", очень нестандартный человек, "фофудьеносец", нео-имперец, неоязычник и прочая и прочая. Ник Перумов - это вообще как "зеркало русской постсоветской интеллигенции". Вы не поверите, но в 2002-2004 годах он пишет два романа о том, что в далеком галактическом будущем от России осталась только планета Новый Крым, а вся Галактика захвачена Рейхом-Империей с идеей превосходства "стержневых" европейских арийских наций. При этом Новый Крым неофициально почти захвачен тоталитарной милитари-организацией, паразитирующей на идеях Второй мировой и пытающейся свергнуть легальное правительство Нового Крыма, которое недавно объявило независимость от Империи... (правда, злободневно звучит???). В общем, очень умный человек, что сказать. Определить его архетип крайне сложно. Более всего к Перумову подходят архетипы Порядка, конечно. Он весь про сеттинг, про Порядок, про детали. Ему всё нужно объяснить, подогнать под определенный шаблон, идеальную схему. С другой стороны границы "добра и зла" размыты, герои инструментальны. Чем-то это похоже на Трикстера. Но в центре повествования герои вроде Олмера, Молли Блэкуотер, Фесса, Фолко Брендибэка... гуманистические герои. Герои, которые "похожи на Перумова". Они пытаются бунтовать против старого порядка во имя нового. И это было бы похоже на Разрушителя. Было бы. Если бы всё обязательно плохо заканчивалось. А вот чего у Перумова совершенно в творчестве нет, так это идеи "потерянного рая". Рай, идеальный первообраз у него наполнен ужасом. Кстати потребность спасать - тоже ужасна для него. Спасать других - это страшно. "Пусть лучше погибают, чем станут рабами" - говорит у него бог Один. Но спасать героя никто не будет. И герой у него всегда трагичен, он всегда ничего не достигает. Вроде как неоязычество должно вести к поклонению Силе. Но нет. Силы как ценности у Перумова почти нет. Хедин и Ракот разумны, а не сильны. Они подвергают сомнению порядок вещей, но строят Новый Порядок. Всё же идея "устойчивого стабильного Порядка" - важне всего. Орлангур - это вроде как существо Предела, Мудрости, но прежде всего Порядка. Даже мир, созданный Перумовым, называется "Упорядоченным". Окончательно остановившись на "Триаде Порядка" - "Творец-Правитель-Опекун" мы должны сразу отвергнуть Опекуна. Опекун - это юнговский Спасатель. А Спасатель у Перумова - фигура крайне отрицательная. Если человек тянется вас спасать - значит он сейчас спасёт вас от жизни и уведёт в смерть. Перумов не помогает своим героям. Они "сами-сами". Творец? Это тоже не про Перумова. Обилие деталей - да. Но Перумов явно не бесстрастен. Он вмешивается в процесс. Остаётся Правитель. Идея автора-Правителя - это контроль, контроль над миром, контроль над деталями, чтобы всё не рухнуло в бездну. А бездна близко. Почти всегда. Но не бездна важна. Даже в Хаосе у Перумова есть Порядок. Трагизма Разрушителя, когда "всё конечно", у Перумова в творчестве нет. Но нет и оптимизма Любовника или Обывателя. Финальный вывод: Перумов - это Правитель с возможной позицией Трикстера. Слишком часто у него есть идея про "неподлинную реальность" через которую надо прозреть "правду". Но это "правда мира", а не "правда героя" (иначе это был бы не Трикстер, а Мудрец).

3. Супруги Дяченко

Ну тут сразу понятно, что у супругов Дяченко центральным является или Познание мира через Идеальный Образ, или Изменение/Влияние. То есть про архетипы Единства с миром, "Порядка - в мире" речь вообще не идёт. Герои Дяченко действуют в какой-то полутьме с измененной оптикой. Всё зыбко, всё плывёт, всё неясно. При этом Дяченко рисуют миры, в которых есть четкие этические ориентиры. Есть мораль, которую можно из этого всего извлекать. Ими отвергается идея власти над людьми ("Долина Совести", "Император", "Медный король"), ими отвергается мир "технологий" (Цифровой или Brevis Est), ими вообще отвергается всякий "порядок вещей". Но ими отвергаются и изменения. Изменения, революции, рисуются как трагические события, как разрушение всего. Поэтому они не Герой, не Волшебник, и не Разрушитель. Им чужда идея покорения мира (Герой) и разрушения мира (Разрушитель), а также идея "силы", "воли к изменению мира" (Волшебник). Остаётся триада про "потерянный рай". И действительно перед нами постоянно идея "утраченного рая" или "обретенного рая" ("Армагед-дом", "Пандем, "Пещера") идея "утопии и антиутопии". Но эта идея рая - мучительна для Дяченок. Они не могут от неё избавится, но отвергают всякое изменение. Поэтому архетип "Дитя" вроде бы естественен для них, но их мир - это всё, что угодно, но только не мир "Дитя". Это не "рай по дефолту". Это не летучий Питер Пэн. Это не мир Короля Артура, который в некоторых своих литературных вариантах существует как утопия для средневековых рыцарей. Рай может быть конечным, но для Дитя - это всегда рай. У Дяченко - это "никогда не до конца рай". Люди осуществляют свою свободу, для Дяченок она важнее всего. Свобода и милосердие - вот их девиз. Концовка очень часто неясная, реже оптимистичная. Концовка следует за персонажами, за героями. Она вывод, результат их действий. Миры Дяченко - это словно эксперимент над персонажами, даны определенные вводные и теперь "герои, действуйте". И герои действуют и мир приходит ровно туда, ровно настолько, насколько герои провзаимодействовали с начальными условиями. Психологизм прозы Дяченко архетипичен. Они - Исследователи, для них важна Свобода. Лучше быть свободным, чем рабом. Свободным от власти, свободным от судьбы, свободным от изменения, свободным от созидания. Свободным от всего, хотя и не от морали, но и к этому Дяченко близки, хотя эту грань они не переходят. Герои Дяченок выбирают эту свободу даже наперекор страданию или смерти. Вывод: архетип Исследователь с небольшой примесью Мудреца (про истинное и неистинное у них тоже есть, но у них Истина всегда следствие Свободы, а не наоборот).

Об остальных писателях тогда позже.
Свернуть сообщение
Показать полностью
#литература #мои_сказки #рыцарь_дракон_принцесса_и_замок #если_бы_писатели_писали_сказки #часть_третья

Тед Уильямс
Жил-был принц и были у него отец и мать, король и королева. И принц ничего не знал о том ,что происходило в королевстве. Король принца был великим героем и его так и называли "великий дракон", ибо жители земли верили, что в нём течет кровь предков-драконов, пришедших из-за Моря, из Благословенной Земли. А королева была всегда тихая и скромная, и у неё не было почти слуг, но только один советник. Его так и звали "Советник Королевы" и никто не помнил его имени. Наконец принц "пришёл в возраст" и настала пора ему женится. И тут "Советник Королевы" сказал юному что где-то далеко, в заколдованном замке спит вечным сном проклятая демонами принцесса. И что дева эта достоинств неописуемых - златые кудри, кожа белая как пух лебедя, ум острый как взор ястреба, нрав кроткий как у овечки. И полюбил принц деву ту и затосковал. И пошёл он в башню к придворному звездочёту, чтобы тот предсказал ему будущее. И тот раскинул карты Судьбы и бросил кости Рока и предсказали карты и кости судьбу принцу, но утаил мудрый звездочет истину, ибо увидел горе, смерть и кровь он. И сказал звездочет: "Беги из замка этой ночью, чтобы остаться в живых, ибо всё в замке скоро умрёт. Пройди невредимым через земли альвов, Старшего Народа и через земли людей-лягушек, "бантанов", Народа Младшего и найдёшь замок с принцессой. Но берегись, больше не говори с Советником Королевы и не слушай его". И замолчал звездочет и никакие уговоры не заставили его вновь говорить. Собрал он свои пожитки и пошёл прочь из башни. Неожиданно до него донёсся шёпот "все готово, хозяин". Он спрятался за деревом и увидел Советника Королевы в окружении черных теней. И углубился он в лес и узнал с ужасом на земле - Черный Пентакль, нарисованный кровью. Черные тени сели в круг и Советник открыл портал в страну демонов и вышло войско демонов с факелами. Хотел было принц набросится на них, но парализованный ужасом, сбежал. И вошли демоны в замок через черный ход и убили короля, королеву и звездочета, и слуг, и придворных, и генералов, и подожгли замок и рассеялись по столице земли той, грабя и убивая. А принц бежал, так что пятки сверкали и не мог победить страх свой. Тогда сел принц в глубоком лесу и горько заплакал. Не было у него больше ни отца, ни матери, ни замка, ни столицы, ни чести, ибо честь он потерял, не отомстив за родных. И пошёл принц и на последние деньги купил ржавый железный горн, льняные сапоги и деревянный посох. Не знал, зачем купил, просто, по наитию. И пошёл он через земли Старшего Народа и шёл он неслышно, чтобы альвы не забрали его в рабство и не состарился он прежде времени среди народа фээ, для коего время течет по иному. В том ему помогли льняные сапоги - неслышно ноги его ступали в зачарованных лесах альвов. И через болотистые земли бантанов, людей-лягушек прошёл он, опираясь на деревянный посох и утонул бы он в болоте без посоха. Наконец, дошёл он до великих Восточных Скал. И видит стоит замок на верху горы. И полез принц в горы и трижды срывался вниз, пока, окровавленный не добрался до замка. Открылись ворота замка и увидел он принцессу. Тут поднял он свой ржавый горн и громко затрубил. Раздался по замку мерзкий вой, грохот и скрежэет и принцесса вздрогнула и пробудилась. И сказала ему: "Спасибо, спаситель мой, ибо ты первым из людей прошёл через земли альвов и не забрали тебя альвы, бантанов, и не утопили тебя бантаны, и разбудил меня ужасной музыкой". Сел принц и вспомнил родных и возрыдал обильно. "Что ты плачешь, или я не мила тебе?" Сказала дева. И принц рассказал ей о своём горе и об армии демонов и о черном колдовстве Советника Королевы. И загорелись у девы глаза и превратилась она в золотого дракона. И молвил золотой дракон: "Узнай же, что мы далёкие родственники ибо и люди твоего королевства и моего происходят от волшебных драконов. Князь Демонов когда-то стражался за далеким морём против Первого Дракона и проиграл ему и уступил Благословенную Землю. Но видно затаил он злобу, и, обратившись человеком сыграл роль советника твоей матери. Взял он частицу её волос и часть крови твоего отца и открыл портал Черным Пентаклем и пришли демоны и убили родных твоих. Но я помогу тебе". И дохнула она на принца огненным дыханием, и превратился принц в красного дракона и полетели они на запад. И застали они великую битву, которую вели жители королевства против Князя Демонов и его Орды и присоединились к битве и бились семь дней и семь ночей и от огня драконов третья часть королевства навеки погрузилась на дно Великого Моря. Но повержены были демоны и стерт с лица земли Черный Пентакль и загнан в Море сам Князь Демонов - тут ему и конец пришёл. А принц поженился на принцессе и стала Пара Драконов править королевством и все благоговейно почитали их и детей их, и внуков их. И легенда ходила среди людей, что даже после смерти Пары Драконов можно увидеть их в одну ночь в году в человеческо-призрачном облике, и грустный принц проливает слезы, а златокудрая принцесса гладит его по голове, утешая. Так, по крайней мере, рассказывают...

Урсула Ле Гуин
Жил-был великий волшебник, принц горного народа. И всё в мире узнал он и все тайны открыл и все магические искусства ему покорились. Не знал лишь волшебник одного - любви женщины не изведал он, хотя жил долго, два века жил и странствовал по земле, не старея. И однажды принц узнал, что есть далеко на юге, в стране Песка принцесса, которая знает всё на свете, и что она может поделиться этими знаниями с каждым. И подумал волшебник: "Два века живу и вижу, что другие люди могут испытать любовь, а я не могу. Пойду к принцессе народа Песка, ведь она всё знает и поможет мне". И отправился принц-волшебник далеко на юг. Долго шёл он и много препятствий преодолел - сражался он со страшными горными великанами-амбидо, отрывавшими в гневе куски скал, пока не превратил их волшебник в камни, из которых они и вышли, бился и против подземного народа этельни, которые верили в то, что истина добывается только в битвах и завалил волшебник пещеры и перекрыл ретивым воинам доступ на поверхность... Всего и не упомнить... Но наконец, оказался волшебник посреди пустыни и увидел, как по небесам летит огромный серый дракон. Последовал волшебник за драконом, запомнив направление когда тот скрылся из глаз и дошёл до великого города в песках. То была столица народа Песков. Стал спрашивать волшебник, где живёт принцесса Песка, пока стража не схватила его и не привела к принцессе. И сказала принцесса: "Кто ты таков, что ищещь меня повсюду и задаешь вопросы? Отвечай или тебя отведут к палачу". И открыл принц-волшебник имя своё и отбросил капюшон свой. И дивились все, узнав великого волшебника Севера, слава о красоте и уме которого дошла и до людей страны Песка. Сделала знак принцесса стражам и отпустили они волшебника и удалились. Выслушала принцесса просьбу волшебника и усмехнулась. "Великий ты волшебник, но видно не понимаешь, что разгадка проста. Найди истинное Имя любви и познаешь её волшебством. Но для этого выполни две просьбы. Найди серого дракона и передай ему, что пришёл от меня. А вторую просьбу я расскажу тебе, когда вернешься." И послушался волшебник и пошёл к логову серого дракона, на юго-востоке столицы. И нашёл дракона и передал ему просьбу. Разгневался дракон и напал на волшебника. Долго бились они и в конце умирающий дракон промолвил: "Беги от неё, пока не поздно". И умер. А волшебник отсёк голову дракона и принес принцессе. Принцесса усмехнулась и молвила. "Хорошо, теперь вторая просьба. Откажись от всей твоей магии и передай её мне. И тогда познаешь истинное имя любви". Пришёл волшебник в ужас и умолял принцессу не требовать от него этого. Да и хотел он сохранить долгую молодость. Но принцесса была неумолима. И тогда отказался волшебник от магии. И принцесса прогнала его прочь. Пошёл принц в пещеру серого дракона и сел рядом с его скелетом, обглоданным шакалами пустыни. "Оба мы с тобой дураки", сказал принц, "обманула меня принцесса и не открыла мне истинного Имени любви". И думал принц в пещере и три дня и три ночи не вкушал воды и пищи и сошло на него просветление. И возвратился принц к принцессе и взглянув в её глаза понял, что любит её и любим ею. И она поняла, что полюбил принц и встав с трона, отказалась от магии. И пошли они оба в странствие в далекие земли. По пути спросила принцесса: "А как ты смог понять меня и полюбить?" "Очень просто" - отвечал принц, "слишком просто. Я понял, что не существует никакого серого дракона. Всю свою жизнь я ценил лишь то, что возвышает меня над людьми. И лишь когда я отказался от магии, я понял, что нет истинного Имени у любви. Ты либо любишь, не рассуждая и не взвешивая, либо не любишь". Так они и ушли прочь и где они умерли - никто из людей не знает.
Свернуть сообщение
Показать полностью
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть