↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Фанфики

15 произведений» 
Зови меня Стэн
Джен, Миди, Закончен
478 10 13
О мой генерал!
Джен, Мини, Закончен
268 5 19
Воздаяние
Джен, Мини, Закончен
959 11 51
Диалог
Джен, Мини, Закончен
325 0 4
И кончилась сказка
Джен, Мини, Закончен
567 4 26

Подарки

2 подарка» 
ПодарокХорошая девочка Лида
От Pio XIII
ПодарокБелые лилии и резная шпилька
От Наиля Баннаева

Награды

18 наград» 
4 года на сайте 4 года на сайте
18 февраля 2024
15 произведений 15 произведений
8 декабря 2023
10 000 просмотров 10 000 просмотров
9 мая 2023
3 года на сайте 3 года на сайте
18 февраля 2023
1 макси 1 макси
31 августа 2022

Блог » Поиск

До даты
#читая_стругацких #история #футурология #вопрос_цены #упорос_размышления

Я никогда не читал "ранних" Стругацких - эпохи таких их произведений как "Страна багровых туч", "Путь на Амальтею", "Стажеры" и т.п. Сейчас почитал. Познавательно. Такой, знаете, оптимизм. В конце ХХ века люди уже в Космос летают, планеты осваивают. Идиллия в социальных отношениях. Нет, там еще какой-то "глупый капитализм" есть, на планете, но он никому не интересен. Его "победили чисто экономически и технологически", ага. Он, повторяю, ещё есть. И даже сосуществует с социализмом. Как уклад. Но большинство людей не хотят ему следовать. Молодежь уже вся воспитана в духе социализма. Социализм же понимается как технологический прогресс. Мне вот интересно, если бы Стругацким того времени (кон.50х-нач.60х) показать самих себя в кон. 70-сер. 80х, они бы что сказали? Что да, мы были молодыми и глупыми, верили в какое-то глупое равенство, будущее какое-то технологически светлое, а на самом деле история человечества - это сплошной ад и только избранные натуры могут найти себе путь к свету и добру? Или что на самом деле будущее - оно про "светлого человека со страдающим лицом" (так и хочется сказать не лицом, а другое, ну вы поняли какое слово), который неизмеримо страдает от того, что ему приходится цивилизовать диких дикарей где-то на планете N, а дикари не цивилизуются и в голову уже лезут мысли, а может и вмешиваться не надо было? А? А может ну его это всё - прогресс, историю. Важнее же всего "цена прогресса", "цена истории". А это реки крови, знаете ли. Как там в конце "Трудно быть богом": "Шоссе было анизотропное, как история. Назад идти нельзя. А он пошел. И наткнулся на прикованный скелет."
Вот и Стругацкие туда пошли. И наткнулись на скелет. А скелет поднялся и говорит голосом человека из подполья Достоевского: " а что, господа, не столкнуть ли нам все это благоразумие с одного разу, ногой, прахом, единственно с тою целью, чтоб все эти логарифмы отправились к черту и чтоб нам опять по своей глупой воле пожить!"

Я это к чему. А вот к чему. Стругацкие наткнулись на этическую проблему. Очень сложную. А именно - если прогресс оплачен ценой человеческих жизней, может надо не платить? А может ну его, этот прогресс? Давайте вернёмся назад, будущее спихнём в антиутопию и поживём как живётся. без всяких расчётов, "по своей глупой воле". Потому что альтернатива, какой она виделась писателям - это "оправдать мерзости прогресса" ради счастья и свободы других. А это они не могли. Абстрактный гуманизм стучал в их сердца подобно пеплу Клааса. Только вот тут была одна ловушка. Скелет им солгал. Нечего было некромантией заниматься. Ловушка простая - сначала ты осуждаешь прогресс морально, говоришь о цене прогресса. Потом ты говоришь, что никакого прогресса вообще не было, т.к. вот же, вот и вот (тыкая пальцем) - это же не прогрессивно, так ведь? Ну вот и остальное, чего поколения живших до меня добились - тоже не прогресс. Ну и шаг третий - раз то, чего они добились не прогресс, может они все были варвары? Может прогресс - это вести себя как цивилизованные люди, то есть думать только о личной свободе и настоящем. Обустраивать настоящее. Не думать о будущем. Бороться с произволом, недостатками не ради будущего, а ради вот этого. Того, что сейчас. Ну и шаг четвертый, раз уж мы отвергли будущее, оно для нас непонятно, может тогда объявим что оно - ад? Ну, жестокость такая, ужасть неописуемостная. А что, ответственность за это с себя мы полностью снимем, люди-то мы цивилизованные. И на этом этапе уже остается только последний шаг. Это полный отказ от идеалов. Дескать зачем вообще страдать, бороться, достигать? Кому это надо? Вот - уютная квартирка, удобные гонорары, свобода от рабского труда (это пусть "вон эти вон делают, не я, такой умный"). Главное - удобно устроится в жизни. И жить хорошо. Причмокивая и причавкивая при этом. А мечты, идеалы - это оставьте разным там "экстремистам". Которые хотят нас всех в антиутопию отправить. В то самое ужасное будущее.

В общем, о чем это я. Отказ от Модерна, он такой. Хочешь отказаться от чего-то одного, а проходишь путь до конца. До полного зачеркивания всего, что было. До объявления всего прогресса ранее этого - злом, мерзостью, ложь. До оправдания "подлой природы человека". Как там у Достоевского патетически восклицает содержанка Грушенька: "За подлое сердце моё!". Только у Достоевского - это пьяная сентенция, за которой стоит глубокое и противоположное содержание. Там акцент сделан на слово "сердце", а не "подлое". А тут именно про это. Ну а когда отказ от Модерна уже произошёл, то архаика не кажется уже плохой. Она восстаёт. Неизбежно уже "не такие плохие" религиозные фундаменталисты, которые учат, что вакцины приводят к раку и что земля плоская. Не такие плохие неонацисты и неофашисты. Не такие плохие мещане. Напротив, это тех, кто не мещане надо всячески стыдить. Доходит до смешного: "Положительный образ Молчалина в "Горе от ума" Грибоедова"(реальная тема для сочинения в школах, сам видел). А то, что Молчалин в "Горе от ума" Грибоедова, переложенный на сегодняшний постмодерн - это пассивный гей-секретарь в офисе, которого трахает циничный нувориш Фамусов на столе по утрам под конъяк с лимоном, это мы стыдливо опустим. А постмодерн-Софья уже не ждёт Чацкого. Она ждёт, как бы замуж удачно выскочить по расчёту. И Молчалин кажется хорошей партией, во-первых, не пристаёт (Софья лесбиянка, ходящая в определенные клубы по вечерам и снимающая там тёлочек), во-вторых, можно выбесить папашу, в-третьих, папахен уже переписал часть имущества компании на него, старый пройдоха. Чацкий же ходит под окнами офиса и орёт "Свободу политзаключенным!", томно поглядывая ввысь на Софью и мечтая выкинуть папашу Фамусова из офиса и сесть на его место, а его за это бьёт дубинкой по ноге постаревший Скалозуб, который в этой реальности не генерал,и вообще пьёт горькую по вечерам, вспоминая про Чечню, в которой некогда служил интендантом. Где ты, где ты, о Охлобьстин, когда ты так нужен в роли сценариста, а не актёра и тем более не "гойда-шоумена". Тьфу.

P.S. По теме будущего, имею лишь сказать, что оно таки наступило. В той самой версии, в которой его так отчаянно "хотели". Не утопия. А противоположное ей по смыслу будущее. Тем ценнее бывает почитать о том, от чего люди отказались. В старых забытых произведениях советских фантастов.
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 20 комментариев из 22
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть