↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Художка (джен)



Автор:
Фандом:
Рейтинг:
General
Жанр:
Общий
Размер:
Миди | 73 Кб
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
"Небо могло упасть на землю, пройти цунами, землетрясение, хляби небесные могли разверзнуться и геенна огненная возгореть, но в три часа дня я должна была быть в художке". Несколько историй про школу и детство.
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑

Шестой и седьмой курс. Последние

Я прибегала в художку уже из университета. За прошлый год я умудрилась закончить школу и стать студенткой. Но художка, мой удивительный дом, до краёв наполненный счастьем, оставался неизменной. Пока я могла прибегать туда — мир был спокоен и стабилен, всё в порядке.

Писали маслом из тёмного на свет, как делали старинные голландцы. Предметы в тени были почти нарисованы водой. Правда, это не вода, а фантастически вонючий растворитель. Только он был в состоянии преодолеть маслянистость и упрямство густых штрихов; только он мог отмыть кисточку, руки и случайно попавшие пятна краски с ни в чем не повинной одежды. На свету же в предметах больше веса, больше деталей; поэтому краски ложились гуще, больше тратилось времени, внимательнее виделись подробности.

Обычно я прибегала запыхавшись, после университета, ведь мне так было некогда: между последней парой и художкой ещё и в библиотеку надо залететь. Мы становились уже по-настоящему вечерниками — кто-то работал, кто-то заканчивал учёбу. Маша, единственная моя одногруппница, с которой мы вместе учились с самого первого курса, уезжала в Москву, и без неё становилось совсем тоскливо.

Потихоньку начали рисовать голову человека, портрет с натуры. Перед нами садилась на постамент настоящая натурщица. Мы рисовали её, разглядывая приключения света и тени теперь уже на живом человеческом лице. Затаив дыхание, пытались поймать хоть отблеск живой и живописной жизни.

Иногда, загадочно улыбаясь, Владимир Иванович приносил на занятия новые для нас материалы и задорно говорил: «А теперь будем пробовать… сангину, уголь, пастель». И вот мягко, вязко лилась сангина; незаметно, как дыхание, ложился уголь. В них самих уже были заложены такая сила и безграничность возможностей, что мы поневоле чувствовали себя полководцем невиданного войска.

Писали маслом разные предметы: гипсы, фрукты, вазы, корзины и доски. Давалось это трудно. Сильно воняли масло и растворитель; заляпанные рабочие халаты стояли колом; но оторваться было уже невозможно, ты уже подсел и втянулся, уже ощутил себя частью этого колдовства. Мы приходили на занятия так поздно, что за окнами уже никогда не было солнечного света, только брызги заката иногда. Да, как-то незаметно мы и правда уже совсем выросли…

Летом на пленэр мы поехали на местный курорт, совсем близко от города, и там уже всё как-то не так: гостиничные номера, стерильность и ухоженность. Спокойствие мирно отдыхающих граждан — и никаких творческих метаний, костров с песнями по ночам. Наверное, так и приходило взросление.

Седьмой курс — последний курс, теперь уже по-настоящему. Готовили выпускную композицию; я рисовала сквер моего детства, одно из самых любимых своих мест в городе. В университете происходило много всякого разного, бывали и неприятные, откровенно противные лекции, бесконечно долгие и занудные. Но, так или иначе, потом со всех ног бежала в художку. Она ждала меня в вечернем небе, тепло маня огромными освещёнными окнами. Взбегаешь по крутой лестнице, а там всё то же: запах краски, поскрипывание карандашей, хлопанье колченогих деревянных мольбертов.

Если замереть на секундочку, остановить бег и посмотреть на потолок, высокий, освещённый длинными лампами дневного света, то увидишь: в нем отражаются и коричневые половицы крашеного деревянного пола; и твои детские мечты и надежды; крики радости и печали; прошедшее в этих стенах детство и наступившая юность. И так же, как прежде, переполняет сердце ощущение счастья и благодарности всему этому миру. И я слышала лёгкие шаги Владимира Ивановича и понимала, что ты дома, всё хорошо, всё так, как и должно быть.

Писали маслом фигуру человека, пытаясь помнить про скелет и экорше, стремясь не потонуть в месиве красок и пятен. На живописи у нас — большие, сложные натюрморты: плетеные корзины, выпуклые бутылки, величественные складки монументальных драпировок. Накладывая мазок один за другим, выкладывая ими, выписывая форму, мы потихоньку вносили свой вклад в предметность мира, вырубая свое маленькое пространство на белом холсте.

Владимир Иванович припас для нас ещё много секретов ремесла: тайны композиции, ритма и пластики. Пряталось на листе золотое сечение, играли свет и тень. А потом художка закончилась, а с ней — целая эпоха в жизни.

Время огромного, безграничного счастья.

Глава опубликована: 05.07.2020
КОНЕЦ
Отключить рекламу

Предыдущая глава
7 комментариев
Спасибо вам за это ощущение счастья!
Почитала на одном дыхании. Живопись - волшебство, которое мне абсолютно неподвластно, но тем интереснее и ярче было читать и внезапно находить точки соприкосновения: пыльный и жаркий Питер (мои ассоциации с этим городом мало кто принимает, ведь Питер "мокрый и холодный" (с)) и голова Вольтера - старушки)) А детство, природа и время - они отзываются в душе, даже не умеющей толком держать карандаш.
А заодно я (непробужденная к рисованию мать) пометила себе на подкорку пару приемов как изучать с ребенком перспективу)
шамсенаавтор
Magla
Спасибо вам огромное за прочтение и за тепло! Да - счастья было так много - прям через край - что мне очень важно было поделиться. Приятно, что вы услышали и откликнулись!! Вы вообще удивительно благодарный и благодатный читатель!!
Всё влияло на всё. Не было ни одного предмета в мире, который был бы одинок, свободен от окружающей среды и в то же время и сам не влиял бы на неё.

Если хочешь увидеть предмет, говорил учитель, не смотри на него в упор. Всегда смотри рядом. Лобовое зрение часто обманчиво.

с помощью соотношения пропорций, мы ощущали вдруг волшебную силу передачи точки зрения.

Тут я поняла, что учиться писательству нужно в художественной школе!
Правда, это ведь непреложные правила и для литературного творчества.

шамсена, ваша "Художка" завораживает. Она словно нарисована: много-много картин сменяют одна другую, превращаясь в фильм. Читая, я даже слышала ваш голос, автор) Настоящее кино, где есть и действие, и ненавязчивая, но очень глубокая философия, где сменяются сезоны, и героиня взрослеет. Много деталей, тонкостей самого прцесса рисования, и как же они интересно описаны! Больше всего меня поразил момент, когда изучалась перспектива. Так и вижу огромное окно и полосы трамвайной линии на нем. И, да, стул, который кусачий трон, не идет из головы)
Я не умею рисовать, очень сожалею об этом, и я вам по хорошему завидую.
Спасибо, что написали "Художку". Очень своеобразное, эмоциональное, теплое и познавательное( для меня - точно) произведение. Давно ничего подобного не читала.
Показать полностью
шамсенаавтор
Парасон
Спасибо вам что осилили. Она получилась очень длинная. Эту историю я писала из чувства бесконечной благодарности. Она как бы не совсем моя, а принадлежит тому времени и моему учителю.
[ q]Спасибо вам что осилили.[/q]
Это не так!)
Вчера я хотела найти место про перспективу, опять увлеклась и прочитала во второй раз. И снова были открытия. У вас богатая во всех смыслах работа.
шамсенаавтор
Парасон
спасибо! рада, что вам все пригодилось. Это было волшебное место и время! мне очень хотелось поделиться этим абсолютным, бесконечным счастьем!
Один читатель моего макси научил меня классной форме отзыва. Нужно всего лишь оставлять заметки на полях после каждой главы. Они самые искренние. А потом публиковать дневником.
Я начала читать миди и поняла, что эмоций тут под каждой строкой. И решила повторить опыт того читателя.

Над крышами

Я одновременно вспомнила, как я поступала в музыкалку и нашего тренера по лыжам Дмитрича. В музыкалке всё было просто. На вопрос повторить ноту – видимо спеть в её тональности – я уверенно брякнула: «До. Второй октавы». Меня взяли. В класс баяна, где руководителем был одноклассник моей мамы. Она виновато заглядывала ему в глаза, мол, ну, мол, может, не всё так безнадёжно, а я бегала из школы на уроки, веря, что это кому-то нужно.

А Дмитрич. О, он точно был похож внешне на Снейпа, только тогда ещё не вышла эпопея про Мальчика. Он гонял нас, не давал продышаться, но он сделал нас людьми. Я благодарна ему.

Первый курс

Нам повезло вдвойне ещё и потому, что именно при нас начали организовывать волшебные пленэры — выезды на летнюю базу за городом для рисования. И там наш Владимир Иванович таскал нас на этюды восходов, закатов, полной луны и облаков, уходящих в перспективу, деревенских домов и придорожных кустов.
Если хочешь увидеть предмет, говорил учитель, не смотри на него в упор. Всегда смотри рядом. Лобовое зрение часто обманчиво.

Шикарно. Желторотики учатся вставать на перо.

Второй курс

На человеческом языке это означало, что они были примерно цвета и фактуры половой тряпки с лёгким оттенком от жёлтого до фиолетового, никаких свежих ярких пятен. Ведь акварель не терпит грубой пошлой новизны, поэтому ткань должна быть слегка поношена и истёрта, и оставлять место для полёта воображения и творческой фантазии.
И всё же. А почему автор не попал на пленэр?

Если замереть на секундочку, остановить бег и посмотреть на потолок, высокий, освещённый длинными лампами дневного света, то увидишь: в нем отражаются и коричневые половицы крашеного деревянного пола; и твои детские мечты и надежды; крики радости и печали; прошедшее в этих стенах детство и наступившая юность. И так же, как прежде, переполняет сердце ощущение счастья и благодарности всему этому миру.

Ну вот а дальше я просто перестала следовать главам. Это совсем не тот случай.
Трудно пытаться собрать мысли в кучу. Эмоции, детские наивные надежды и мечты. Автору это удалось на все сто. Классно, что был такой Владимир Иванович. Классно, что автор, спустя годы, вспоминает об этих детских чистых ощущениях.
А написано-то как... "Превосходно".

Пожалуй, этот оридж-дневник посвящается всем творческим людям. Спасибо вам за то замершее счастье внутри, которое боязливо тронуть.
Показать полностью
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх