↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Тойво удивляется (джен)



Фандом:
Рейтинг:
General
Жанр:
Научная фантастика
Размер:
Миди | 52 Кб
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
На конкурс "Далёкая галактика", номинация "Одиссея".

Оказавшись на острие прогресса, поставив перед собой амбициозные цели, перед которыми спасовало целое государство, можно ли ожидать, что всегда всё будет идти гладко? Однако внезапное столкновение с феноменом, посягнувшим на самые основы миропонимания, оказалось в итоге тем судьбоносным толчком, который наконец-то направил человечество туда, где его наверняка уже заждались...
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава

Тойво догадывается


* * *


Где же были мои глаза,

Когда я всё смотрел, не видя?

Те же реки, поля, леса

Почему так легко обидел?

Всё манила пустая даль,

Неизвестность за шумом ветра,

А теперь — лишь одна печаль

По Земле, что осталась где-то...

— из личных записей Тойво, 14.10.2066; не дописано, перечёркнуто много раз с надписью "Бред!"


* * *


Темнота, усыпанная звёздами. Именно её они увидели, когда перед глазами перестали плясать искры, а в ушах прекратился звон. Не блеклое, хорошо всем знакомое звёздное небо — жертва городской подсветки и атмосферных выбросов, а настоящее: яркое, колючее, врезающееся в сетчатку и память своими острыми, почти когерентными лучами.

— Невесомость... — пробормотал Матти, в энный раз зажмуривая и открывая глаза. — Получилось, что ли? Суви! Анни!

— Я живая, — отозвалась Суви. — Голова только раскалывается... Какого ж чёрта, а?..

— У меня тоже. Кажется, этот вид путешествий не станет популярным, — он хохотнул, и тут же поморщился от боли. — Ну или мы что-то делаем не так...

— Второй ангар, QRZ!

Пальцы Суви забегали по клавиатуре так быстро, будто на них не было толстых перчаток скафандра. В окне статуса только две строки светилась ярко-красным, а остальные, к облегчению Суви, всё так же создавали ровный зелёный фон. В том числе и пункт "связь".

— Второй ангар, ну где вы там!.. Матти... У нас, похоже, крылья отвалились. Или датчики их почему-то не видят — не знаю!

— Если и отвалились, то запасные у нас есть, надо только смонтировать. Так и знал... — вздохнув, он отстегнулся от кресла и, воспарив к потолку, направился назад, в глубину салона, если это можно было так назвать. Жгут СЖО, неспешно разматываясь, змеился за ним следом. Включив внутреннее освещение, он щёлкнул замком одного из множества контейнеров, закреплённых на стенах и потолке. Этот находился у самого пола — длинный и узкий, словно футляр от меча-цвайхандера. Откинув крышку, Матти увидел два блестящих цилиндра, прикреплённых к днищу пластиковыми стяжками. Множеством стяжек!

— Анни, Тойво, QRZ! — продолжала свои попытки Суви. — Да что ж такое-то, а!

— Ты не злись, пожалуйста, а поверни боковые камеры на крылышки, чтоб хоть немного понимать ситуацию, — медленно проговорил Матти, с трудом разрезая стяжки одну за другой. — А то вдруг и вправду просто датчики барахлят. Оба одновременно...

— Уже, — вздохнула она. — Вот прям сейчас смотрю, и там какие-то оплавленные ошмётки. Надеюсь, хоть цанга ручного сброса сработает...

— Она ж механическая, там ломаться нечему, — Матти наконец выудил первый цилиндр и развернулся к Суви. — Слушай, а разверни нас к Луне, а? Толку-то в пустоту пялиться. Всегда хотел собственными глазами увидеть её вблизи!

— А прогуляться? — Суви выплыла из своего кресла и начала забираться на место Матти.

— И прогуляться тоже, как без этого! И мы обязательно прогуляемся с тобой...

— Когда скафандры пустотные раздобудем, — хохотнув, перебила его Суви. — Ухватись там за что-нибудь!

Взявшись за джойстик, она дала короткий импульс по тангажу. Ориентируясь по картинке с нижней камеры и гироскопу, она дождалась поворота градусов на сорок, и сразу дала противоположный импульс, чуть короче предыдущего. Матти, наблюдавший за движением звёзд, держась свободной рукой за релинг, замер в предвкушении, Суви тоже подняла взгляд от приборов. Медленное вращение корабля плавно поднимало из-за нижней кромки лобового иллюминатора... нечто.

— Э-э-э... Не понял... — выдавил из себя Матти.

"Луна", которую Суви поймала нижней камерой, при непосредственном наблюдении выглядела, мягко говоря, странновато. Полосатый красно-бежево-синий диск, диаметром даже меньше, чем Луна, видимая с Земли, абсолютно ничем не напоминал, собственно, Луну.

— Это что, Юпитер?! — воскликнула Суви. — Да ладно!

Она машинально включила SAS и резко откинулась на спинку.

— Ну не мог же Тойво аж настолько просчитаться! У него ж там кластер из сорока восьми плоек!

— Если это Юпитер, — медленно проговорил Матти. — То обратный прыжок нам придётся считать на ноутбуке.

Суви обернулась к нему, и даже сквозь стекло шлема, дававшее множество бликов, он узнал в её глазах то, что видел там всего пару раз за всю их совместную жизнь. Страх. Ещё даже не успевший дойти до сознания, но уже угрожавший подточить волю, дай он ему разрастись и окрепнуть.

— Помоги мне снять скафандр, — сказал он ей, слегка улыбнувшись. — Понятия не имею, как можно работать инструментом в этих перчатках! — он поднял руку и демонстративно пошевелил негнущимися пальцами. — Пожалуйста...

— Да, да, сейчас! — засуетилась Суви, сбросив секундное оцепенение. — Мне самой жуть как надоела эта банка на голове!

Оставшись спустя полчаса в одних комбинезонах, они сложили скафандры в очередной ящик на стене и принялись курочить прыжковый двигатель. Суви, казалось, полностью вернулась к норме, и Матти всеми силами старался не давать ей ни минуты на отвлечённые размышления. А заодно — и себе.

— Ты держишь?

— Да держу, держу!

— Только крепче, а то отдачей может вырвать из рук, — не унимался он.

— Да знаю я! — закатила глаза Суви. — Не беси меня!

— Ну смотри мне, — улыбнувшись, он взялся за точно такой же рычаг, что и Суви, но с другой стороны. Вторая рука всё так же крепко обхватывала релинг. — На счёт три! Раз... Два... Три!

Рычаги, освобождающие здоровенные пружины системы ручного сброса крыльев, нужно было дёрнуть одновременно, чтобы не заставлять потом SAS компенсировать беспорядочное вращение, тратя невосполнимый запас аргона. Раздался оглушительный лязг, машину тряхнуло, но газовый гигант в центре иллюминатора почти не сдвинулся.

— Фух! А теперь самое интересное — взвести это всё обратно! — Матти взял из ящика цилиндр и подал его Суви. — Я кручу лебёдку, а ты... Заряжай болты!

Он вдруг заливисто рассмеялся, едва успев схватиться за какой-то выступ на потолке.

— Никогда бы не подумал, что буду стрелять из баллисты в космосе!

Суви сперва посмотрела на него с удивлением, но через минуту оставила "болт" парить у левого блока ионисторов, и подлетела к нему.

— Я знаю, что ты делаешь, — прошептала она. — Не трать на меня всю свою энергию, у меня она тоже есть!

Обняв его, она прижалась ухом к его груди и продолжила:

— Мы обязательно выберемся. Не можем не выбраться.


* * *


Удивительно, что попадая в трудную, безвыходную, как нам кажется, ситуацию, мы с ужасом ждём неизбежного провала, одновременно всей душой надеясь на чудо. Даже если сами не признаёмся себе в этом, всеми конечностями хватаясь за свой бесценный реализм — который вовсе не пессимизм, ну что вы! — мы на самом деле раз за разом представляем себе, что вскоре из махины выскочит деус, и всё вернётся на круги своя... Страшно представить, во что превратилась бы жизнь, как низко пало бы человечество, не будь в нашей психике этого механизма. Ещё одна закладка от создателя, не иначе. Незаменимый элемент в системе самосохранения вида. Вот только каждый божий раз, когда этот самый деус действительно вылезает из махины, нас это почему-то крайне удивляет! Прямо-таки поражает до глубины души! А ещё — пугает, и даже злит. Не бойтесь божьих чудес, они не угроза вашему пессимизму, уверяю вас! От пессимизма вас не вылечит уже ничто, даже самое чудесное и невероятное спасение. Если вы боитесь даже подумать о том, как вернуть Финляндии космос, если вы заранее решили, что ничего не выйдет, что всё бесполезно и невозможно, то мы просто сделаем это без вас. А потом пригласим на наш триумф.

— из блога "Тойво удивляется", 15.06.2076


* * *


Во втором ангаре уже больше часа царила тихая паника, периодически перераставшая в громкую. Йоханна ходила взад-вперёд по бетону почти босиком, в одних колготках, профессор оккупировал один из компов и изучал техническую документацию по всем двигательным установкам аппарата в надежде разобраться, что же могло пойти не так, Анни продолжала пытаться выйти на связь, а Тойво... Тойво сперва показалось, что он упускает какую-то мелочь. Тогда, перед самым моментом обрыва связи, что-то произошло, но внимание не зафиксировало это событие, позволило ему пролететь мимо, не оставив и намёка на его суть.

Достав из ящика стола запасные очки — слабые, не подходившие ему уже лет пять — он сел перед монитором, на который выводились изображения с камер, ткнул в первое попавшееся окошко и перемотал запись на минуту назад. Прокрутив её четыре раза, он снова испытал то же самое чувство — что-то упорно ускользало от него, цепляясь лишь самым краешком... Развернув видео на весь экран, он переключил плеер в режим покадрового просмотра и терпеливо прощёлкал последние секунд десять, вглядываясь в каждую мелочь. Этот фокус пришлось повторить со всеми записями, с каждой камеры, и на двух всё-таки удалось обнаружить то, что его тревожило.

— Это какое-то искажение, что ли? — Йоханна сильно щурилась, вглядываясь покрасневшими глазами в стоп-кадр. — Как при резкой смене фокусного расстояния...

— Ну что у вас там? — профессор, оторвавшись от чертежей, тоже подошёл к монитору, на котором висела покадровая раскладка последней секунды.

— У нас тут горизонт, — ответила Анни упавшим голосом. — Нормальный горизонт перед самым исчезновением.

— Не совсем, но да, нормальный, — подхватил Тойво. — Всё-таки он сильно смазан, края загибаются, но это уже совершенно не та психоделика! Что скажете, профессор?

— Может, смазанность картинки из-за того, что горизонт быстро опускался? — Анни почесала в затылке. — Быстро, но не мгновенно. Не, ну а что, до этого он поднимался!

— Я ведь подозревал... — пробормотал Юхани, почёсывая бороду. — Давно подозревал, что репульсоры не настолько безобидны, как кажется на первый взгляд...

— То есть? — Анни тряхнула кудрями.

— Суви могла бы лучше объяснить технические моменты, я всё-таки больше теоретик, но за неимением гербовой... — профессор вздохнул и снял очки. — Репульсор разворачивает вектор гравитации, это понятно и привычно. Но как он этого достигает?

— Деформацией пространства на микроуровне, — ответила Йоханна, заполнив возникшую паузу. — При помощи электрического поля... И?

— Этот префикс "микро-" может легко ввести в заблуждение, добавить беспечности и неосторожности... — он подошёл к окну и заложил руки за спину, улыбнувшись в усы. — Вы, ребятки, хоть и бандиты ещё те, но в беспечности замечены не были ни разу. Вы дерзкие, но в правильном смысле дерзкие!.. Эта деформация — она очень... концентрированная, что ли. Но при этом её влияние не может распространяться исключительно на тот объём, в котором её вызвали — это так не работет, и работать никогда не будет. А если кто-нибудь и сумеет такое сотворить, то получится полностью изолированная система, которая не будет взаимодействовать с внешним миром, а значит, и пользы от неё — никакой. Вот представьте, — он тряхнул головой и начал жестикулировать. — Берём колготки, вырезаем из них квадратный лоскут ткани, натягиваем его на рамку, наносим фломастером координатную сетку — это наше пространство...

Тойво улыбнулся и чуть покачал головой. Ему всегда нравилось, как профессор даже самые мозголомные вещи мог объяснить при помощи одной лишь своей харизмы и подручных предметов.

— ... Потом берём иголку, — продолжал Юхани. — Втыкаем её сперва снизу вверх, а через пять миллиметров — обратно. Ну, чтоб лежала в плоскости нашего двухмерного космоса. Это будет вектор гравитации. А теперь хватаем её за краешки, и поворачиваем на сто восемьдесят градусов! Представили? А теперь вопрос: что будет с координатной сеткой?

— Закрутится в спираль? — Анни вновь почесала в затылке.

— В непосредственной близости от иглы — конечно! А через десять сантиметров? А через полметра? А через метр? Понимаете? Причём заметите вы эти неровности, только если окинете взглядом всё полотно сразу, или хотя бы достаточно большой его фрагмент. А вблизи — нормальные, ровные прямые! Даже внутри этой спиральки, у самой иглы вы легко найдёте почти неискривлённые участки, если посмотрите туда через мощную лупу! Потому мы и не замечаем никаких странностей с репульсорами в бытовом, так сказать, смысле. Хотя в лабораторных условиях лазерный луч они нам огого как отклоняли!

— Ладно, допустим, странности с этой вогнутой землёй ты объяснил, — Йоханна опять вернулась к хождению туда-сюда, словно нервный маятник. — Но пропали-то они как? Они же выключили репульсоры перед прыжком! Горизонт вернулся на место, паразитных ускорений ниоткуда взяться не могло... Или как?

Тойво молча постучал карандашом по монитору, указывая на последний кадр.

— Горизонт не совсем вернулся, согласен, — ответил профессор. — Может быть, в этом и есть проблема... Всё-таки расчёт прыжка не учитывал кривизну пространства. Причём не обязательно именно эту, искусственную кривизну! Вдруг даже гравитационный колодец планеты способен повлиять настолько, что точка выхода сдвинется куда-то за пределы Солнечной? Там, в лабораторных условиях мы пока не можем это поймать — мы смотрим на спиральку в такую лупу, что луч не изгибается даже на пределах чувствительности приборов. А у вас — невооружённым глазом!..

— И пока мы игрались с телепортацией яблока в Новосибирск и обратно, мы тоже смотрели в лупу... — задумчиво резюмировал Тойво.

— Вы и не смогли бы внести эти поправки в расчёты, при всём желании не смогли, — профессор положил руку ему на плечо. — Нет полноценной мат. модели, нет таких вычислительных мощностей... Вернее, в открытом доступе нет, для нас, гражданских, а что там у военных — вообще без понятия.

— Так что делать-то будем?! — крикнула вдруг Йоханна. — Мы вообще ничего не можем сейчас, да?

Упав в кресло профессора, она закрыла лицо руками.

— У них есть масс-драйв, — вздохнул профессор. — Он работает независимо от всех этих тонкостей. И даже если они вынырнули где-то за Плутоном, даже по ту сторону Солнца, то лететь им обратно — дней восемь-десять. С расчётом орбитальных манёвров справится даже смартфон. Припасов у них хватит?

— Сухпая — на месяц, вода и воздух — рециркулируются, — ответил Тойво, быстро набирая что-то на клавиатуре.

Йоханна тихо плакала.

Глава опубликована: 21.12.2019
Отключить рекламу

Предыдущая главаСледующая глава
12 комментариев
MalkavianKsenia
Первое впечатление у меня было весьма интересное, как будто автор отлично выучил мат. часть ( умело жонглирует терминами, вставляет неизвестные названия, физические явления), а я пришла на урок не готовой. : ) Но потом я втянулась, познакомилась с главными героями, прониклась атмосферой.

Действия происходят в Финляндии, что весьма необычно и не заезжено, после — в космическом пространстве. В рассказе представлен мир будущего, в котором появился необъяснимый феномен, меняющий привычное восприятие Земли.

Понравились размышления Тойво, безудержное рвение маленькой группы людей докопаться до истины, несмотря на то, что правительство отобрало возможность и ресурсы у Финляндии исследовать космос и лишь маленькая группа «бунтарей» может изменить состояние дел.

Однозначно понравилось, работа достойна, грамотно написана, временами даже заставляет напрячь извилины. Советую к прочтению.
Здрасьте, автор, копирую вам сюда свою многобуквенную простынку из бложика)

Сразу скажу, что на мой вкус это вполне себе годная фантастика. Но т.к. мой вкус имеет тенденцию не совпадать с большинством, я немного сомневаюсь, что так уж многим он зайдет. Для начала, он получился этаким узкотусовочным, довольно хардкорным сайфаем. Заметно, что автор старался написать его так, чтобы большинству было хотя бы худо-бедно понятна матчасть. И все же подозреваю, что для многих эта работа покажется сложноватой для восприятия.

Не буду спойлерить главную интригу развязки, но ниже все же будет немного легких обзорных спойлеров.

В свою категорию “Одиссея” этот текст вписывается как нельзя лучше. По сути, это рассказ о первопроходцах — в широком смысле слова. Как в свое время Стив Джобс с друзьями собирали свой компьютер в гараже, а Илон Маск замутил свой Спейс Икс, тут перед нами небольшая финская компания, в которой на коленке смастерили некую гравицапу. Она позволяет манипулировать гравитацией и искривлять пространство, что открывает дорогу к межзвездным путешествиям.

Поначалу может быть немного непонятно, что вообще происходит, но вы не теряйтесь: видимо, так и задумано, и к главе к третьей все прояснится. Хотя имя Тойво фигурирует в названии, на главного героя он особо не тянет — так, местный “компьютерщег”, цитаты из бложика которого автор предлагает нам читать между сценами, чтобы разбавить инфодамповость происходящего, по всей видимости) Настоящие же герои — вон та сладкая парочка из первой главы. В ходе эксперимента они случайно ухнутся куда-то черту на куличики. Ну а как они из этой передряги выпутаются, можете почитать сами :)

За сим обзорную часть закруглю, и попробую самую малость покритиковать. Причем я даже не буду налегать на обилие матчасти, щедро сдобренное спец. терминами, которые очень многие рискуют не вкурить без помощи гугла. Ну мне-то чего жаловаться? Я фантастику уже лет 20 читаю (пусть последние годы и нечасто), мне все более-менее ясно. В принципе, самые хардкорные места автор поясняет, а в гугле читателей не забанили, так что пусть себе образовываются, это полезно)

Показать полностью
Но продраться через первую главу все же непросто, и в этом даже не вина матчасти. Начало хоть и бодренькое, но на некоторых левых деталях и описательствах легко можно было сэкономить килобайт-другой. А если очень постараться, то ужать можно процентов на 50, при этом сохранив главную линию и всякие физико-матчастные вкусности.

Часть персонажей вообще непонятно, на кой черт нужны, если особой сюжетной роли они как отдельные единицы не несут. Просто чтобы не оставлять массовку безымянной? Ну, наличие имен и пары-тройки случайных фактов биографии и личности не сказать, чтобы сделало их особо запоминающимися, если честно.

Разговор коллег про “пять грёбаных лет” и о том, что они знают и не знают, немного отдает намеренной оберткой для матчасти-предыстории. Сложно не задуматься, что ребята этот экскурс в воспоминания устраивают исключительно потому, что их слушают читатели) Думаю, уж можно было и не кривить душой и просто изложить ее в пару абзацев без маскировки под диалог.

Сильнее всего сбивает с толка, пожалуй, это самое “шопроисходит”. Автор явно хорошо умеет в физику, что достаточно рано демонстрирует всем своим текстом — наверное, это и не позволило воспринять момент про “плоскую землю” как признак, что автор сооружает подводку к очередной телеге про то, как жестоко заблуждались ученые и живем мы на какой-нибудь черепахе или в компьютерной симуляции, коих уже понаписано сильно больше, чем есть смысл читать. Но спойлер (или не очень): тут не все так просто. Где-то там в начале довольно легко упустить из вида, куда и за каким чертом они навострили свою гравицапу, почему на ходу меняют план действий и... ну да, шо вообще просисходит.

Если кому-то все же удастся пробиться ближе к середине текста, вас ждет в принципе неплохо раскрученный сюжет в духе классической научной фантастики. Скажу так: если Интерстеллер вам не просто зашел, а зашел не только из-за драмы об отце и дочери, но и благодаря физико-задротческой составляющей, то и этот сюжет имеет шанс вам приглянуться. Идея не то чтобы нова, и изложена не без изъянов — немного редактуры работе явно не помешало бы. Но эта идея хотя бы прослеживается, и если в нее втянуться, не заснув и не забив на первой половине, то она даже вполне себе интересна. Гугл-галактика и возня с поиском по логам консоли даже позабавили))

В общем, рекомендую коллегам по сайфайному задротствованию :) Остальным же… ну, попробуйте, с вас не убудет))

ЗЫ: у вас там опечатка в последней главе: "ручаг" поищите))
Показать полностью
Приятная работа. Во-первых, действительно Одиссея. Во-вторых, адекватность поведения персонажей, хоть и можно было бы немного ужать представление героев, но, я думаю, осталось бы тогда слишком мало человеческого в работе, всё же не одним Лагранжем едины. В-третьих, прикольно подвязанная матчасть и про плоскую землю тоже хорошо твистануло.
Спасибо за такой познавательный фанфик, автор! Я хорошенько изнасиловал яндекс, всё-равно мало что понял, но вне терминологии история мне понравилась.
Какое счастье, что всё обошлось! Жаль было бы, если бы потеряшки погибли(
Nym
Об ошибках:
голова всё время занята другим — более важным (по его мнению), и уж точно более интересным.
более важным и более интересным - однородные, между ними не нужна запятая
он хохотнул, и тут же поморщился от боли.
однородные сказуемые, лишняя запятая
В окне статуса только две строки светилась ярко-красным,
светились
Причём не обязательно именно эту
необязательно
http://gramatik.ru/neobyazatelno-ili-ne-obyazatelno-slitno-ili-razdelno/
и общее правило по частице не с наречиями:
http://gramma.ru/RUS/?id=4.57
— То есть, ты сейчас серьёзно,
то есть не выделяется запятой
http://www.gramota.tv/spravka/punctum?layout=item&id=58_733
Хотя нет, не удивительно,
http://gramma.ru/RUS/?id=4.57
неудивительно слитно

О стилистике и прочем, можно не читать, но стоило бы задуматься, а там воля ваша.
— Пять лет, — продолжила Суви. — Пять грёбаных лет мы топчемся на месте, несмотря на действительно фантастические прорывы во множестве областей! Да, мы научились поворачивать вектор гравитации в любом направлении, мы достаём энергию в любых количествах, сами не зная толком откуда, мы уже легко набираем два процента скорости света за счёт субтракции массы, но чёрт! Побери! Мы! До сих пор! Не знаем! Что! Такое! Наша! Земля!
Последние слова она вбивала, как сваи. Её голос стал жёстким, холодным, почти металлическим.
— Да, мы просто взяли и приняли вызов, пусть и установили независимо друг от друга негласное табу на разговоры о том случае. Мы молча восстали против той вопиющей наглости, когда реальность решила посмеяться над нами чуть ли не самым унизительным образом — ударив по базовым представлениям о ней. По тому, что казалось решённым сотни лет назад. Матти, мы ж вместе с тобой это видели на одном мониторе! Помнишь свои ощущения?
Звучит как речь на юбилей компании, а не ходовой диалог. У вас шёл до этого хороший, вменяемый диалог, а здесь, на мой взгляд, вы с пафосом перегнули.
наверное, даже ужас — тихий, скрытный, как и она сама.
СКРЫ́ТНЫЙ, скрытная, скрытное; скрытен, скрытна, скрытно. Не откровенный, не склонный делиться с другими своими мыслями, переживаниями, намерениями. Скрытный человек. Скрытный характер.
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1027926
Ужас вряд ли может быть скрытным.

Показать полностью
Nym
О тексте в целом.
Вам уже написали по поводу первой главы, которую очень сложно понять.
Разберём на примере:
Раздобыть нормальные спасательные скафандры было нелегко. Пришлось задействовать старые связи, возникшие после ликвидации катастрофы на Ховинсаари, но даже так вышло не сразу и абсолютно не по дешёвке. Никто всерьёз не предполагал, что корпус может разгерметизироваться во время полёта — тут он всё-таки совершенно не из фольги сделан, но... Как говорил в таких случаях Тойво, бэкап ещё никому не повредил.
Облачившись, пристегнув все кабеля и шланги скафандров к терминалу СЖО, Суви и Матти рука об руку расположились в двух креслах. Можно было бы втиснуть ещё одно, но все единогласно посчитали это излишним. Разве что Тойво ходил потом весь день смурной, всячески это скрывая.
— Питание пошло.
В кабине появился шум вентиляторов, тихо щёлкнули силовые реле.
— Старт СЖО.
Через пару десятков секунд и пару километров текста, пробежавшего по экранам, с обоих пультов донеслась приветственная мелодия.
— Есть отрыв, шасси убираем... Тест на пробой, — продолжил комментировать Матти, повернув очередную ручку. В ответ откуда-то снизу возникли звуки коротких, но мощных разрядов. — Пойдёт. Суви, давай аргон!

Читатель не очень-то знает, что за авария на Ховинсаари. Вы её упомянули. Ниже по тексту приведёте подробности, но пока это просто какая-то авария, главные герои из-за этой аварии познакомились. Всё. Как это связано со скафандрами? В чём вообще дело?
Хорошо, мне повезло, я знаю слово разгерметизироваться (но не считаю его общеупотребительным и не требующим пояснений). На разгерметизироваться можно понять, что: есть некий космический корабль, герои собираются в нём лететь (неизвестно куда и зачем), скафандры нужны на случай утечки воздуха, бреши, пробоины в корабле.
СЖО?
Ну, кто-то умный сообразил бы, я погуглила:
https://sokrasheniya.academic.ru/15346/%D0%A1%D0%96%D0%9E
У вас, надо полагать, всё ж таки система жизнеобпечения. Но играть в угадайку по мере чтения не так-то весело, на самом деле. И знать, что скафандры подключают к системе жизнеобеспечения космонавта, средний читатель тоже не обязан.
Тест на пробой, давай аргон?
Какие-то фразы, которые говорятся при взлёте. Шоб звучало. Я охотно верю, что вы набрали очень годную матчасть, и это правильные фразы на старте. Я бесконечно уважаю вашу матчасть, вы отлично над ней потрудились.
При этом желание задавить читателя матчастью я не одобряю. Тем более без ссылок.
А это я привела не самый заковыристый отрывок из первой главы.
При всём уважении к матчасти - это уже перебор.
Показать полностью
Nym
И тут нужно разобраться, а зачем, собственно, в текст - художественный текст - вводятся какие-либо научные факты, термины и теории.
Первый вариант - это художественный научпоп. Здесь можно вспомнить “Гарри Поттера и МРМ” от Юдковского. Но - в МРМ всё понятно обывателю со школьным уровнем знаний.
Юдковский использует художественный текст для доступного объяснения научных теорий, и он именно что объясняет. У вас доступное объяснение ровно одно - пример с колготками.
Если вы хотели привести сюжет с развёрнутым объяснением действия репульсоров - слово стоило передать тому профессору. Для объяснения теории меньше терминов, меньше переполненных терминами и профессионализмами диалогов - и больше объяснения для тупых, на пальцах.
К слову, специально для таких пояснений обычно вводят какого-нибудь Ватсона - героя-вечно-не-в-курсе, которому всё разжёвывается. Без него в историях со специфической информацией читатель просто большую часть времени не врубается, что вообще происходит.
Единственная проблема этой версии в том, что репульсар - выдумка, а не научная теория, требующая популяризации.
Nym
Второй вариант - это всё же научная фантастика, а репульсары - это такой местный аналог масс-эффекта.
Для чего в научной фантастике научные термины и выдуманные научные термины?
Во-первых, для создания нужной атмосферы, обстановки, для погружения читателя в очень технически прогрессивное прекрасное далёко. Окружение - это не сам сюжет, а коробочка, в которой сюжет изволит происходить, драпировка, фон.
Во-вторых, не зря будь помянут масс-эффект - в научной фантастике есть какая-нибудь приблуда, которая что-то для этого мира объясняет.
Есть вариант, когда это просто затычка на все дыры, научное допущение, на котором построен мир. Никто не спрашивает, что оно за ересь и почему, но его и упоминают не чаще, чем надо объяснить очередную необъяснимую движуху.
Например: написать, что герои врубили репульсар и за три секунды перескочили на другой конец Вселенной - это норм. Само по себе, и дальше описываются без терминов действия и события в этом другом конце Вселенной. Никто с вас не спросит пояснений к репульсару, ну, такое вот научно-фантастическое допущение, местная вундер-вафля.
Есть другой вариант: очень подробно и доступно описать, как и почему работает репульсар, наглядно и выразительно.
Так, например, Хаксли в дивном новом мире описывает Бокановскизацию. Его дивный мир построен на научном допущении конвейера с производством людей и некоторыми вмешательствами, описание этого конвейера не только впечатляет и добавляет очков к атмосферности, но и задаёт парочку хороших вопросов к морали и этике процесса и всего мира. Заметьте, здесь дело не в том, чтобы рассказать, как делать людей равными партиями, не в технической стороне вопроса весь интерес.
У вас же термины, расчёты, эффекты и прочие помещены в центр истории, они и есть здесь сюжет, а не фон к нему. Поэтому они и тормозят читателя, их нельзя прочитать как “окай, какие-то научные приблуды, понял-принял, лампочки мигают” - и перейти к той части, где сюжет.
У вас сюжет о репульсарах и первом скачке в дальний космос.
Опять же, если обращаться к самому жанру, научная фантастика часто берёт какую-либо несуществующую приблуду и рассуждает о последствиях появления такой приблуды в реальности. Такой себе жанр для технофобов - и даже с самыми подробными описаниями техноприблуды - сюжет вертится вокруг людей под влиянием техники, а не вокруг самой техники.
Показать полностью
Nym
Обращаясь к вашим репульсарам и финскому космосу, вы создали очень и очень хорошую задумку. Она мне нравится, я вообще люблю позитивную научную фантастику, не технофобную, а приветствующую прогресс.
Только её надо объяснить, раскрыть, подать доступным обывателю языком, а не швырять бедолагу в горнило векторов гравитации и субтракции массы.
Акцент нужно смещать с эффекта, который ваши герои затрудняются понять, на что-то человеческое. На больше размышлений о том, почему после Чернобыля не прекратили ядерные программы, а вот после аварии на космодроме Ховинсаари - Финляндия лишилась космоса. Вы же хорошо начали, когда затронули этот вопрос и привели такое сравнение, чего не продолжить?
Я имею в виду человеческую, а не научно-техническую сторону этого вопроса. Допустимо ли, нужно ли, про человеческие страхи тут можно поговорить и про цену, которую приходится платить за открытия, там есть где развернуться.

У вас в принципе есть и герои-мечтатели, и яркое достижение - этот рискованный космической полёт, рывок, кто бы он ни был. Но нужно же среди хитровывернутых терминов передать суть и эмоциональную сторону вопроса - что полёт ну очень рисковый, что принципа работы той приблуды, на которой весь полёт основан, никто не понимает и что ребята чертовски рискуют. У вас эта информация тонет под грузом научной лексики.
В какой-то момент герои в корабле, Суви и Матти, оказываются в очень и очень бедственном положении - ну, насколько я могла это сообразить. Но вы опять же не вызываете переживаний за них и не поясняете, что им смерть угрожает или ещё что-то, а перегружаете текст новой порцией:
На нашем масс-драйве в любом случае лететь можно до глубокой старости! Если вообще этот кораблик хоть самую малость пригоден к межзвёздной среде.
— Там же в основном пустая скучная пустота, разве нет? На наших двух-трёх процентах цэ можно не беспокоиться о сопротивлении среды. Если даже в плоскости эклиптики ничего не мешает, то там...
Да, разок-другой перечитав, я уже понимаю общий замысел и что примерно там происходит. Но надо ли было создавать такой эффект?
Показать полностью
Во первых строках, ткскзть, комментария, хочу сказать огромное спасибо за труд! Не, косяки тоже немало повеселили, особенно лохматая героиня с головкой и сосочками, но упоротых косяков на конкурсе навалом, а действительно научной фантастики - полтора текста. Еще раз спасибо!
#доброобзор
Сформулировать адекватно все, что крутится внутри после этой истории, сложно. Я удивлялась. Я была вместе с ними, я с ними радовалась открытиям и переживала, когда их унесло слишком далеко. Разбиралась в их невозможной технике и наслаждалась красивыми стихами. Они живые, настоящие, увлеченные и не могли не увлечь. И почти прыгала, когда решение нашлось, когда они пообещали, что скоро будут дома. Великолепно получилось!
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх