↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
nordwind
28 июля 2023
Aa Aa
#даты #старое_кино
В этом году сразу три столетних юбилея у людей, которых имеет смысл вспомнить вместе. Тем более что они и работали вместе. И были важной частью феномена под названием «советская комедия».

Народный артист СССР Леонид Гайдай (30 января 1923 — 19 ноября 1993)
Леонид Гайдай родился в Амурской губернии, куда еще до революции был отправлен в ссылку его отец — член эсеровской организации.
Все трое сегодняшних юбиляров — из поколения школьного выпуска 21 июня 1941 года.
Леонид воевал в разведке, в 1943 году был тяжело ранен и после длительного лечения в госпитале признан инвалидом II группы. Кавалер Ордена Отечественной войны I степени и медали «За боевые заслуги» (потом, конечно, был еще ряд штатских наград).
После войны Гайдай учился в театральной студии в Иркутске, затем окончил ВГИК — и в итоге стал сценаристом и режиссером, снявшим — согласно проведенному в 1995 году опросу зрителей — лучшие отечественные комедии.
О них нет нужды рассказывать: их достаточно просто назвать. И это, наверное, самый большой комплимент, который вообще можно сделать любой комедии и ее создателям!


Народный артист СССР Михаил Пуговкин (13 июля 1923 — 25 июля 2008)
Будущий знаменитый актер появился на свет в большой крестьянской семье, в селе Рамешки Костромской губернии. Михаил рано начал работать — ему удалось окончить только 3 класса начальной школы.
Затем семья переехала в Москву; Михаил работал на заводе и посещал драмкружок. Там его заметил профессиональный режиссер и пригласил во вспомогательный состав театра на Сретенке, а еще через год Михаил снялся в своей первой крошечной роли в кино, в фильме «Дело Артамоновых». Съемка этого эпизода была завершена как раз 22 июня 1941 года.
На фронт Пуговкин ушел добровольцем и, как Гайдай, тоже попал в разведку. В августе 1942 г. был комиссован после тяжелого ранения (едва не потерял ногу), но продолжал службу в Горьковском танковом училище. Кавалер Ордена Отечественной войны II степени.
По окончании войны Пуговкин поступил в школу-студию при МХАТе, затем работал в театре и в кино, но с 1960 года полностью посвятил себя кинематографу.
Он снялся в половине всех лент Гайдая, а всего создал более ста киноролей. Среди них:

Деловитый комендант («Девчата», Ю.Чулюкин, 1961): «Едут тут всякие — ни профессии, ни подушек! Одна морока с вами».
Самозваный спортивный менеджер Кукушкин («Штрафной удар», В.Дорман, 1963): «Друзья, не забывайте, что все вы здесь — ин-ког-ни-ты! Вроде как в тылу врага».
Прораб — просветитель и вдохновитель: («Операция Ы», Л.Гайдай, 1965) — «В то время как наши космические корабли бороздят просторы вселенной...»
Яшка-артиллерист с зажигательным иностранным танцем «втустепь» («Свадьба в Малиновке», А.Тутышкин, 1967)
Царь Еремей («Варвара-краса, длинная коса», А.Роу, 1969) — не единственный царь, сыгранный Пуговкиным; всего он снялся в четырех сказках А.Роу.
Азартный отец Федор («12 стульев, Л.Гайдай, 1971) привлек ничуть не меньше зрительского внимания, чем исполнители главных ролей.
Режиссер Якин, звезда кинобизнеса и донжуан («Иван Васильевич меняет профессию», Л.Гайдай, 1973) — «Ты, смерд, боярыню соблазнил?!»
Завмаг-расхититель Горбушкин в экранизации зощенковских рассказов («Не может быть!», Л.Гайдай, 1975)
Героический Врунгель («Новые приключения капитана Врунгеля», Г.Васильев, 1978) — своего рода кинофанфик по известной повести А.Некрасова.
Богобоязненный, но небескорыстный садовник («Приключения принца Флоризеля», Е.Татарский, 1979)
Бдительный полицмейстер («За спичками», Л.Гайдай, 1980)
Спекулянт Сан Саныч («Спортлото-82», Л.Гайдай, 1982) в погоне за неуловимым лотерейным билетом: «От века я не отстаю — все время что-то достаю!»


Народный артист СССР Владимир Басов (28 июля 1923 — 17 сентября 1987)
Родился Владимир в селе Уразово Воронежской губернии. Имел русские, грузинские и финские корни: отец его — философ по образованию и красный комиссар, воевавший вместе с Чапаевым, — носил фамилию Басултайнен, а «Басов» было его партийной кличкой.
Войну Владимир Басов закончил в звании капитана (оперотдел артиллерийской дивизии), с орденами Красной Звезды и Отечественной войны I степени, а также с медалью «За боевые заслуги».
За этим последовал режиссерский факультет ВГИКа. Как-то так вышло, что пять самых удачных из двадцати фильмов, снятых Басовым-режиссером, имеют литературную основу. Это «Нахлебник» (1953, по пьесе И.С.Тургенева), «Метель» (1964, по А.С.Пушкину), «Щит и меч» (1968, по роману В.Кожевникова), «Опасный поворот» (1972, по пьесе Дж. Б.Пристли) и «Дни Турбиных» (1976, экранизация М.Булгакова). В трех последних он и сам снялся.
Вообще в актерскую деятельность Басов втянулся незаметно — он начал со случайных эпизодов. Кстати, в шести фильмах Басов играл вместе с Пуговкиным. А в одной из самых знаменитых советских комедий — «Операция Ы» — оба они работали под руководством Гайдая.
И Басов, и Пуговкин исполняли преимущественно роли так называемого второго плана. Но оба блестяще оправдали замечание Станиславского: «Нет маленьких ролей — есть небольшие актеры».

Полотер-философ («Я шагаю по Москве», Г.Данелия, 1963): «Писатель должен глубоко проникать в жизнь!» Режиссер пригласил на эту роль Басова случайно: актер, который должен был ее играть, не явился на съемку…
Суровый милиционер («Операция Ы», Л.Гайдай, 1965): «Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы… Кто хочет поработать? А?!» В этом фильме Басов играл вместе с Пуговкиным.
Советский разведчик («Щит и меч», В.Басов», 1968) — «Можете звать меня Бруно».
Благопристойный и расчетливый подлец Лужин («Преступление и наказание», Л.Кулиджанов, 1969)
Таинственный доктор Дапертутто, маг и по совместительству режиссер («Любовь к трем апельсинам», В.Титов, 1970) — мюзикл по фьябе К.Гоцци и опере С.Прокофьева (Басов тут похож на будущего Авилова в роли Монте-Кристо)
Чарльз Стэнтон, представитель английского upper middle-class («Опасный поворот», В.Басов, 1972) — в известной экранизации пьесы Дж.Б.Пристли. Когда персонажи приподнимают свои привычные маски, оказывается, что «правда — все равно что опасный поворот на дороге, на большой скорости…»
Алкаш и бродяга — папаша Гека Финна («Совсем пропащий», Г.Данелия, 1973)
Дуремар («Приключения Буратино», Л.Нечаев, 1975): «Мои дорогие — весьма дорогие пиявочки!»
Штабс-капитан Мышлаевский («Дни Турбиных», В.Басов, 1976) — самая крупная, и при этом драматическая, роль Басова.
Незадачливый дьякон Авдиесов («Смешные люди», М.Швейцер, 1977) — по мотивам чеховских рассказов.
Худой Волк («Про Красную Шапочку», Л.Нечаев, 1977): «Кушай, мой мальчик, пока твои зубки не превратились в клыки!»
Энергичный инспектор Трентон («Приключения принца Флоризеля», Е.Татарский, 1979) — здесь Басов тоже играл вместе с Пуговкиным.


И вот все трое — молодые, 80 лет назад:
28 июля 2023
3 комментария
Спасибо за ваш пост))
А Пуговкин-то молодой прямо Иванушка из сказок, конкурент Сергея Столярова!)
Вчера только смотрела "Бриллиантовую руку". Гайдай великолепен, восхитителен и неподражаем)))
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть