↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
nordwind
16 июля 2023
Aa Aa
#картинки_в_блогах #времена_года

Иоахим Патинир (ок. 1480–1524). Пейзаж со святым Иеронимом

Выдающийся нидерландский мастер считается первосоздателем «мирового пейзажа». Это воображаемый панорамный пейзаж, видимый с возвышенной точки зрения, с приподнятым горизонтом, обычно с причудливым рельефом и множеством деталей, часто — на библейский или исторический сюжет. Позже в этом жанре работали Питер Брейгель Старший, Альтдорфер, Рубенс и др.
Патинир первым догадался о возможности сделать ландшафтные фоны религиозных картин главной темой произведения. Он конструировал натуру, силой своей фантазии объединяя скалы, реки, пропасти, долины, заливы… Небу уделяется очень скромное место: все внимание художника поглощает многообразие красот земли.
«Пейзаж со святым Иеронимом» выполнен в любимой цветовой гамме Патинира: желто-коричневые тона первого плана по мере отдаления сменяются зелеными, изумрудными, а затем бирюзовыми и синими.
В основу картины положен сюжет, изложенный в знаменитой «Золотой легенде» Иакова Ворагинского. Этот сборник житий в XIV—XVI вв. по популярности стоял на втором месте после Библии (у нас был полностью переведен и издан аж в 2017-18 гг.).
Его автор — доминиканец, епископ Генуи, — использовал около 130 источников, от канонических и апокрифических евангелий до исторических трудов, литературных произведений и устных преданий. Он выбирал не наиболее достоверные, а наиболее интересные версии жития того или иного персонажа. (Так, именно от «Золотой легенды» пошло предание, будто Магдалина была блудницей, а три волхва — восточными царями, которых звали Каспаром, Мельхиором и Бальтазаром.)
Согласно «Золотой легенде», святой Иероним Стридонский с детства обнаруживал незаурядный ум и всю юность посвятил учению, зачитываясь трудами греческих, латинских и еврейских авторов. Наконец юноше явилось видение, в котором Судия сурово упрекнул его, сказав: «Ты — цицеронианец, а не христианин, ибо где сокровище твое, там будет и сердце твое». Иероним раскаялся и вернулся к божественным книгам.
Впоследствии он сделал блестящую церковную карьеру, но в конце концов оставил и этот путь — и удалился от мира, подвергнув себя покаянию, сначала в монастырь в Вифлееме, а затем в пустынь. Однако образование, полученное им в юности, все же пригодилось: по поручению императора Феодосия и папы римского Иероним упорядочил все, относящееся к церковной службе, и разделил Псалтирь по дням. До этого богослужения проводились стихийно.
Из легенд, относящихся к поздним годам жизни святого, особенно колоритна история о льве. Она и легла в основу картины Патинира.

Однажды во время повечерия, когда Иероним с братией собрались слушать Священное Писание, в монастырь — сюрприз! — заявился сильно хромавший лев. Монахи разбежались, но Иероним, осмотрев льва, обнаружил занозу в лапе (популярный сюжет — это ж святое!). После того как льву была оказана медицинская помощь, тот поселился в монастыре, и Иероним поручил ему охрану монастырского осла, который возил дрова.
Однажды, когда осел пасся, лев крепко заснул. Тем временем мимо проезжали купцы и увели осла. Проснувшись, лев тщетно искал его — и в печали вернулся в монастырь. Монахи заподозрили льва в нехорошем деле и в наказание поручили ему самому возить дрова, что лев и исполнил; но в конце концов он разыскал и воров, и осла — и с торжеством пригнал всю компанию в монастырь, тем самым полностью реабилитировав свое доброе имя. Похитители очень раскаивались и обещали, что больше не будут. (О том, удалось ли льву получить какую-либо компенсацию за моральный ущерб, история, к сожалению, умалчивает.)

Приключения героев представлены у Патинира в своих, так сказать, узловых точках: внизу картины святой дружески общается со львом; на втором плане справа лев атакует караван купцов, возглавляемый украденным осликом; на дальнем плане, на плоской вершине скалы, изображен монастырь, к воротам которого лев триумфально доставляет и пропажу, и воров. Так что сюжет развертывается не только в пространстве, но и во времени.
Такое сосуществование разновременных эпизодов в рамках общей картины характерно для религиозной живописи и отражает представление о вневременной природе священных событий. Обычно так писались житийные иконы; но забавно, что в данном случае героем «жития» получается не столько Иероним, сколько лев!
И все же по большому счету в центре внимания Патинира главным образом природа: величественная, причудливая — не украшение религиозного сюжета, а главная тема художника. Все детали полотна выполнены с одинаковой тщательностью: город на заднем плане, лодки в заливе, домики, — вплоть до таких подробностей, как череп у ног святого и кролик, притаившийся в траве.

посторонний #мемуар
Когда деревья были большими, я очень любила (да и сейчас люблю, что уж тут) листать альбомы с репродукциями старых мастеров. И меня ужасно, просто ужасно расстраивала скверная привычка всех этих пуссенов, рафаэлей и прочих боттичелли писать разные загадочные картины, которые назывались как-нибудь наподобие: «Изгнание Элиодора», «Месса в Больсене» или «Клевета (по Апеллесу)». (То ли дело — «Опять двойка»!) Разумеется, экскурсоводы Эрмитажа или, к примеру, Ватикана могли бы удовлетворить мое праздное любопытство, но где была я — и где они!
Отчего-то особенно меня беспокоили обстоятельства «Танкреда и Эрминии». И даже 41-й том БСЭ (представлявший собой на тот момент все доступное «глобальное информационное пространство») помочь не мог: хотя он был готов объяснить мне в подробностях устройство танков, но ничего не желал сообщить о Танкреде. Даже догадайся я чудом пролистать его еще страниц на 40 вперед, до статьи «ТАССО, Торквато», это бы тоже делу не помогло, ибо создатели энциклопедии вовсе не намеревались в деталях пересказывать «Освобожденный Иерусалим». А между тем вопрос, почему эта красотка хочет зарезать (?) спящего (?) юношу, прямо-таки не давал мне покоя. (Даже и сегодня я все еще убеждена, что для человека, стремящегося оказать неотложную медицинскую помощь, у нее чересчур широкий замах.)
Так что у меня, с гордостью могу сказать, как и у всех приличных людей с тонкой духовной и нервной организацией, тоже есть комплексы, гештальты — или как там они правильно называются? — родом из детских психотравм. И называются они — «кто эти люди, что здесь происходит?!»
Кстати, заглянув попутно в Википедию, я убедилась, что Никола́ Пуссена там зовут Нико́лой Пуссеном. Так и написали: мол, знаменитая картина великого Николы Пуссена.
А отчества почему-то не указали. В общем, в современном информационном пространстве — спасибо ему — тоже свои проблемы имеются…
16 июля 2023
10 комментариев
Средневековый комикс про льва!
А графоний супер. Прямо как у Вермеера.
Jinger Beer
Так и есть, у комиксов очень почтенная историческая традиция за плечами: лубок и средневековые житийные иконы. К вопросу об эволюции, так сказать...
nordwind
Видели когда-нибудь группу, "страдающее средневековье" вконтакте? Очень весело.
Jinger Beer
Вконтакте не бываю, зато знаю серию книг изд-ва АСТ под таким названием: тоже весело!
nordwind
Авторы начали с пабликов (в фб, вк и т.д), а потом начали издавать книги и теперь у них есть ещё и лекторий
А Софью Багдасарову (shakko_kitsune) вы читаете?
Netlennaya
А Софью Багдасарову (shakko_kitsune) вы читаете?
Посмотрела: да, вот такого популярного мне в те далекие времена сильно не хватало. Сейчас уже поздновато. Я читаю обычно не каких-то конкретных исследователей или популяризаторов, а то, что мне нужно в данный момент по текущей теме: читать все сплошь - уже оставшейся жизни не хватит. И с соцсетями то же самое - меня хватает только на Фанфикс: тем более, мне он на руку в профессиональном смысле.
nordwind
Понимаю вас. Если понадобится - у Софьи есть отличный тг канал, я им как-то полгода спасалась.
Из книг у неё Апокалипсис в искусстве очень хорош (но полиграфия слабая, иллюстрации лучше все же в инете смотреть)
Какая прелесть)) Интересно разглядывать, а дождь в углу над морем - красота вообще!
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть