↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
nordwind
29 мая 2021
Aa Aa
#литература #длиннопост #книги #1001_книга — 2-я часть
Сегодня — обзор вошедшей в список литературы XIX века:

Готическая проза («темный» романтизм)
Замок Отранто (Г.Уолпол). Самый первый готический роман (еще 1765 г.). Но набор сюжетных ходов будущего романа ужасов уже налицо, хотя сейчас выглядит наивным.
Ватек (У.Бекфорд). Стилизация под фантастическую арабскую сказку.
Удольфские тайны (А.Радклиф, или Рэдклиф). Классика готики. Девушка, оказавшаяся в зловещем замке под властью загадочного и неприятного человека, сталкивается там с разными пугающими явлениями (впрочем, им потом находится объяснение). На современный вкус кажется многословным, как и большая часть произведений 200-летней давности, но некая атмосфера все же сохранилась.
Монах (М.Г.Льюис). То же, что предыдущее, но акцент сделан на ужасах, на теме порочности и преступных страстей (инцестуальные мотивы); присутствует сатанинское искушение и сделка с Дьяволом («черный» романтизм).
Мельмот-скиталец (Ч.Р.Метьюрин). Тоже тема сделки с силами тьмы — и одна из самых известных литературных версий истории Вечного Жида (упоминается в «Евгении Онегине»). Объемный роман со сложной системой встроенных рассказов и сменой повествователей, в которой легко запутаться. Ближайший аналог — «Рукопись, найденная в Сарагосе». К одному из персонажей «Мельмота» восходит история Ивана Бездомного в МиМ.
Франкенштейн (М.Шелли). Многочисленные экранизации от книги далековаты. Одно из первых произведений, где возникает тема ответственности ученого за свои теории и эксперименты.
Падение дома Ашеров (Э.По) и
Колодец и маятник (Э.По). Знаменитые новеллы-триллеры с набором всевозможных фобий (прежде всего клаустрофобии) для героев, на которых надвигаются ужас и безумие. Образно, символично, необъятное поле для психологических и психоаналитических интерпретаций.
Алая буква (Н.Готорн). Условно можно считать историческим романом, с сильным символическим звучанием. Америка времен первых переселенцев. «Согрешившая» женщина вынуждена нести клеймо через всю свою жизнь; но такое же — только незримое — клеймо стоит на окружающих ее добродетельных пуританах (мотив «первый брось в нее камень»).
Дом о семи фронтонах (Н.Готорн). Старинный особняк, над обитателями которого тяготеет проклятие, по заслугам наложенное на их предка предыдущим владельцем. Впрочем, особой мистики и ужасов ждать не следует: автор проводит идею, что прошлое пора оставить прошлому.
Дядя Сайлас (Дж..Шеридан Ле Фаню). Тоже готический роман… но примерно как если бы Дж.Остин попробовала написать в стиле А.Радклиф. Соединились не их достоинства, а скорее недостатки.
В зеркале отуманенном (Дж. Шеридан Ле Фаню). Сборник из 5 готических новелл (Зеленый чай. Давний знакомый. Судья Харботтл. Комната в гостинице «Летящий дракон». Кармилла). Злодейские козни, выходцы из ада, вампиры и все в том же духе. Логика и «обоснуй» отдыхают.

Прочие романтики
Гиперион (Ф.Гёльдерлин). Отвлеченная и риторичная история метаний идеального героя, который одновременно сострадает человечеству в его бедах и презирает его за духовную ничтожность.
Генрих фон Офтердинген (Новалис). История духовного становления творца; как и предыдущая, рассказана отвлеченно, только используется еще больше запутанных аллегорий и метафор.
Из жизни одного бездельника (Й. фон Эйхендорф). Своего рода лирический дневник странствий молодого музыканта-любителя.
Михаэль Кольхаас (Г. фон Клейст). Историческая повесть о человеке, который решил, что нет ничего дороже справедливости. Трагическая, естественно…
Житейские воззрения кота Мурра (Э.Т.А.Гофман). Сплетение двух сюжетных линий. Одна — романтическая: история музыканта, принцессы, а также коварных и запутанных интриг при дворе крошечного немецкого княжества. Вторая линия сатирическая: мемуары философствующего кота. Кота автор писал со своего собственного Мурра. После смерти Мурра Гофман не стал заканчивать свой необычный роман, но он прекрасен и в таком виде.
Моби Дик (Г.Мелвилл). Масштабный, сложно построенный и сложно читаемый философский роман под видом морских приключений китобоев. Пугало всех американских школяров. Подробнее о нем я писала вот здесь
Уолден, или Жизнь в лесу. (Г.Торо). Своеобразная книга-эссе, отражающая опыт добровольной «робинзонады» автора. Размышления о природе и ее влиянии на человека (скорее в духовном плане), о людях, о житейских шаблонах и о многом другом.
Вести ниоткуда (У.Моррис). Классическая утопия, в центре которой — идея творческого труда и братства. Автор — известный художник-прерафаэлит.
Песни Мальдорора (Лотреамон). Поэма в прозе от лица демонического героя — мизантропа и богоборца. Общее впечатление: где-то между маркизом де Садом и Бодлером с Рембо.
Яства Земные (А.Жид). Тоже поэма в прозе — но уже о радости каждого мгновения жизни.
Сага о Йёсте Берлинге (С.Лагерлёф). Лирико-романтическое повествование на фольклорной основе (элементы сказки, фантастики) с размытым сюжетом, состоящим из ряда отдельных сцен. Герой — чудаковатый пастор, отрешенный от должности за пьянство. Вокруг него еще целое соцветие колоритных маргиналов. Психология и мотивировки действий героев, как нередко у скандинавских авторов, довольно своеобразны.

Творчество романтиков плавно переходит в представленный в основном ими же
Исторический роман
Собор Парижской Богоматери (В.Гюго). Париж, XV век. Мир на разломе, и это отражается в душе центрального героя. Как ни странно, это Клод Фролло — монах и ученый, злодей и жертва, аскет и человек, сжигаемый плотской страстью. Эффектные контрасты внутреннего и внешнего (Феб и Квазимодо). Судьба «луча света в темном царстве»…
Отверженные (В.Гюго). Социально-философская эпопея (Франция начала XIX века) с ведущей моральной темой: противостояние человеческих законов Закону Бога. Это линия Жавера — Мириэля, которая пересекается в личности и судьбе центрального героя — бывшего каторжника Жана Вальжана. Причудливые переплетения судеб, серия драматических дилемм, перед которыми оказывается герой, невероятные повороты сюжета. Как всегда у Гюго, много объемных, композиционно выделенных отступлений на самые разные темы: клоаки Парижа, Ватерлоо, монастырь, воровское арго и т.д. Их цель — не только более полный образ среды, но и символические параллели.
Роб Рой (В.Скотт). Типичная схема вальтер-скоттовского романа: приключения и любовь на фоне исторических событий (якобитский бунт, XVIII век), с участием романтического шотландского разбойника.
Айвенго (В.Скотт). XII век, Англия времен крестовых походов и противостояния саксов с норманнами. Благородный герой и две красавицы, Ричард Львиное Сердце и Робин Гуд, трагический злодей и бароны-разбойники.
Обрученные (А.Мандзони). Италия, XVII век: приключения влюбленных, которых (на фоне всяких бурных исторических событий) разлучили нехорошие люди.
Последний из могикан (Ф.Купер). Классика «индейского романа». Сильная романтизация и идеализация «благородных дикарей», жизнь которых разрушили белые завоеватели. Специфический куперовский стиль, цветистый и вычурный. (Тем снейпоманам, которые в состоянии воспринимать такую дозу патетики и слезовыжимания, можно еще посоветовать «Шпион».)
Факундо: цивилизация и варварство (Д.Сармьенто). Представляет скорее этнографический и политический интерес как один из первых литературных типов латиноамериканского (аргентинского) разбойника-диктатора. Смесь документалистики и художественного домысла: образ дикаря, затронутого цивилизацией чисто формально.
Макс Хавелаар, или Кофейные аукционы Нидерландского торгового общества (Мультатули). Тоже скорее публицистика: критика колониальных порядков в Ост-Индии. Лучшие страницы написаны от лица якобы кофейного маклера, который возмущается неблагонамеренной книгой.
Под игом (И.Вазов). Роман о борьбе болгар против турецкого владычества (разгром восстания 1876 года). На этом фоне есть и любовь, и дружба, и предательство… Динамичный и драматичный, хотя наивный.
Звезды Эгера (Г.Гардони). Тоже турки, на сей раз XVI век. Начинается как историко-авантюрный роман, далее следует эпическое описание осады венгерской крепости Эгер. По художественным достоинствам примерно равноценен предыдущему.
Камо грядеши (Г.Сенкевич), он же «Quo vadis». I век нашей эры. Рим, гонения на христиан, апостол Павел, император Нерон и «арбитр изящества» Петроний… На этом грозовом фоне — история любви молодого римского патриция и девушки-христианки.
Фараон (Б. Прус). Еще один польский ученик В.Скотта. Египет XI века до н. э.: трагическая история борьбы молодого фараона (фигура обобщенная, представитель условного «прогресса») с кастой жрецов. Есть и морально-политические проблемы (реальная власть в государстве, соотношение общего и частного), и любовно-авантюрная линия. Тоже живо написано.
Бен-Гур (Л.Уоллес). Римская империя. Христос и христианство остаются чем-то вроде тайного центра притяжения в судьбе главного героя, познавшего предательство, удары судьбы, искушение местью… Пафосные описания, более выигрышные для экранизаций, чем для самого романа.

«Женский роман»
Почти все — английская литература. Тоже на 50% романтизм.
Целых 4 романа Дж. Остин, все — любовно-психологические. POV героини.
• Разум и чувства / Чувства и чувствительность. Две сестры, два характера: сдержанный, рассудительный — и пылко-экзальтированный. Возможность сравнить разные «тактики» в любви.
• Гордость и предубеждение. Любимый роман автора. Тема — ложная гордость, избавление от предвзятости, поспешных и ошибочных суждений.
• Мэнсфилд-Парк — наверное, наименее убедительный: слишком идеальны главные герои. Хотя второплановые по-прежнему хороши.
• Эмма. Обаятельная, но самоуверенная девушка, привыкшая считать, будто знает, что хорошо и что плохо для других людей. Ну, и последствия, естественно…
И также целых 4 романа Дж. Элиот. Про Элиот я писала подробнее вот тут
• Адам Бид — версия «Бедной Лизы» с тщеславной и бессердечной Лизой.
• Мельница на Флоссе — судьба девушки, которая по душевным и нравственным качествам стоит выше своей среды. Печальная, само собой.
• Сайлас Марнер — сентиментальная повесть в духе Диккенса.
• Миддлмарч — тема положения женщины в обществе (есть ли для нее какая-то стезя, кроме семейной). И что такое брак: каким он НЕ должен быть (история двух семей: неудачный брак героини и неудачный брак героя).
Сестры Бронте:
• Джейн Эйр (Ш.Бронте). Хрестоматийно известна. Джейн, соединяющая личную гордость и независимость с типично викторианским пуританством, и м-р Рочестер, в котором «по факту» демонизма оказывается куда больше снаружи, чем внутри…
• Грозовой перевал (Э.Бронте). Напряженный захватывающий сюжет, бурные страсти и торжество фамильного рока. Демонический герой, одержимый идеей мести за разрушенную жизнь, в конце концов приходит к пониманию, что в результате он становится точно таким, как человек, которому он мстит.
• Незнакомка из Уайлдфелл-Холла (Э.Бронте). Героиня — молодая женщина, желающая уберечь своего ребенка от влияния недостойного отца. С натяжкой можно считать феминистским романом.
Крэнфорд (Э.Гаскелл). Милая, душевная повесть о житье-бытье захолустного английского городка, населенного… ну, если и не чудаками (на которых англичане специализируются), то, во всяком случае, людьми с изюминкой.
Север и Юг (Э.Гаскелл). Попытка соединить любовный роман в стиле Дж.Остин с социальным (тема классового примирения). Героиня стремится убедить молодого промышленника, что он должен гуманнее относиться к рабочим. В итоге всех дискуссий между ними завязывается роман.
Маленькие женщины (Л.Олкотт). Назидательная история четырех хороших девочек, которые мужественно борются с бедностью. Старшая из сестер мечтает стать писательницей.
Чертово болото (Ж.Санд). Единственная неанглоязычная вещь — и это сентиментальная этнографическая повесть из сельской жизни, с подробным описанием свадебного обряда провинции Берри. (Логичнее было бы выбрать «Консуэло», как самый известный из фирменных сандовских романов, или «Орас» — как самый реалистический: в конце концов, там выведен очень типичный и яркий образ законченного эгоцентрика.)

Неоромантизм, приключения, фантастика, сказки
Три мушкетера (А.Дюма). Плюсуем, идем дальше.
Граф Монте-Кристо (А.Дюма). Эталонная романтическая беллетристика. Всё есть: интрига, колоритные персонажи, искусная композиция — даже мораль.
Женщина в белом (У.Коллинз). Качественный микс «готического романа» и детектива в декорациях английского поместья, с отличными чередующимися POVами.
Лунный камень (У.Коллинз). Аналогично предыдущему, и не уступает ему качеством.
Дети воды (Ч.Кингсли). Назидательно-христианская сказка.
Маленький Йоханнес (Ф. Ван Эден). Тоже сказка с религиозно-дидактическим посылом. Начинается как «Дюймовочка», но постепенно сдвигается в сторону «Хроник Нарнии».
Алиса в Стране чудес (Л.Кэрролл) и
Алиса в Зазеркалье (Л.Кэрролл). Читать и перечитывать.
Путешествие к центру Земли (Ж.Верн). Всё — в названии. Фирменный авторский коктейль из опасных приключений со щедрыми научно-популярными вкраплениями. Не рекомендуется буквоедам, которые читают исключительно с целью доказывать неправдоподобие сюжета с позиций современного естествознания.
Вокруг света за 80 дней (Ж.Верн). Тоже приключения, на сей раз с уклоном не в геологию, а в географию. И персонажей побольше, естественно, чем в центре Земли…
Остров сокровищ (Р.-Л.Стивенсон). Тот редкий случай, когда вещь не блекнет с годами (читателя).
Странная история доктора Джекила и мистера Хайда (Р.-Л.Стивенсон). Это можно отнести и к готической прозе, и к психологической — но пусть уж тоже будет здесь, тем более что сюжет захватывающий. Тайна, преступление, двойничество… в общем, это о том, как опасно отрицать или недооценивать свою Тень (Hyde созвучно «hide»).
Портрет Дориана Грея (О.Уайльд). Похожий по проблематике роман, тоже с элементами фантастики, мотивом двойника и темой рокового пожелания, высказанного в недобрый час. Метод Уайльда квалифицируется как «эстетизм».
Копи царя Соломона (Г.Р.Хаггард). Приключения английских джентльменов в Южной Африке. Поиски сокровищ с попутным восстановлением справедливости. (Любимый роман У.Черчилля.)
Приключения Шерлока Холмса (А.Конан Дойль) и
Собака Баскервилей (А.Конан Дойль). Ставим плюс, идем дальше.
Приключения Гекльберри Финна (М.Твен). Традиция «романа воспитания». Путешествие по Миссисипи и панорама американской глубинки, времена и нравы. Смешной и грустный. Детям больше нравятся приключения Тома, а Гек — взрослее.
Дракула (Б.Стокер). Классический «ужастик» с чередующимися POVами. Стиль сейчас выглядит старомодным.
Жемчужина Лабуана (Э.Сальгари). Видимо, предтеча знаменитого капитана Блада: любовь пиратского капитана к прекрасной блондинке. С «обоснуем» все не очень хорошо, и по качеству уступает роману Сабатини.
И 3 романа Г.Уэллса:
• Машина времени. Антиутопия, положившая начало жанру «таймтрэвела».
• Остров доктора Моро. Тема опасного биологического эксперимента (вивисекция) и одновременно притча о бездуховной «цивилизации», активизирующей в человеке животное начало.
• Война миров. А это уже начало литературы об ужасах инопланетной агрессии.

Социально-психологический роман
Вот это уже пошли реалисты…
Красное и черное (Стендаль). История молодого талантливого честолюбца из народной среды. Он пытается формировать свою личность по наполеоновскому образцу — и способен подчинять себе обстоятельства… но плохо изучил самого себя. Интерес сосредоточен именно на анализе его личности.
Пармская обитель (Стендаль). Герой во многом похож на предыдущего, но здесь больше сюжетности и событий: есть и политические интриги, и заключение в крепости, и даже война. И любовь, конечно.
3 романа О. де Бальзака из «Человеческой комедии»:
• Евгения Гранде: классический тип скупца + молодая девушка, способная к самоотверженной любви, + вполне заурядный молодой карьерист = очень сильная драма.
• Отец Горио — одно из лучших произведений о слепой родительской любви (бальзаковская версия «Короля Лира»).
• Утраченные иллюзии — история талантливого, но слабохарактерного провинциала, приехавшего завоевывать Париж. Его проблема в том, что он хочет преуспеть, но не желал бы платить за это «любую цену»… Связан с «Отцом Горио»; окончание истории героя — в романе «Блеск и нищета куртизанок».
3 произведения Г.Флобера:
• Мадам Бовари — «Анна Каренина» во французской версии. Только здесь героиня — жертва не страсти, а своих выращенных на пошленьких романах представлений о «красивой любви».
• Воспитание чувств — история отрезвления романтического мечтателя. Похожие романы — «Утраченные иллюзии» Бальзака и «Обыкновенная история» Гончарова.
• Бувар и Пекюше — сатирическая повесть о двух случайно разбогатевших «пенсионерах», которые решили штурмом взять высоты науки…
4 романа Ч.Диккенса:
• Оливер Твист — мальчик, выросший в приюте (мотив тайны происхождения) попадает на дно Лондона, в бандитское логово… но и там ухитряется остаться «хорошим». Едва ли не самый известный роман Диккенса, но слишком сентиментальный и наивный. (Лучше бы тут были «Записки Пиквикского клуба», с цепочкой веселых приключений; или «Домби и Сын» — один из лучших образчиков «типичного Диккенса»; или если уж мелодр-р-рама — то «Повесть о двух городах», из времен Французской революции.)
• Дэвид Копперфильд — построен как воспоминания героя. Традиция «романа воспитания». Как всегда у Диккенса, со всевозможными жизненными перипетиями и колоритными типажами.
• Холодный дом — многолинейное авантюрное повествование с мрачными семейными тайнами развертывается на фоне затянувшегося судебного процесса, в который вплетены судьбы героев.
• Большие надежды — мальчик, который провел в бедности свое детство, отмеченное только двумя яркими событиями, неожиданно заполучил таинственного покровителя: тот берется оплатить его образование и жизнь в Лондоне. Жизнь улыбается герою… но разражается катастрофа, которая заставляет его очень многое переоценить. В целом — тоже роман воспитания.
Ярмарка тщеславия (В.М.Теккерей). Автор назвал свою эпопею «роман без героя». То есть героев-то полно, и самых разных, — но с «хорошими» не тянет себя отождествлять, а «плохих» в большинстве случаев можно понять… Поступки и характеры их определяются обстоятельствами. В центре — энергичная и беспринципная (хотя не злобная по натуре) девушка, которая задалась целью выбиться из ничтожества. И самый очевидный путь — женить на себе кого-нибудь побогаче.
Финиас Финн (Э.Троллоп). Молодой человек из небогатой семьи случайно становится членом парламента (престижно, но неоплачиваемо). Вопрос: чем он может или не может поступиться ради карьеры? С участием прекрасного пола (в количестве 4 экз.)
(*Примечание. В список включен также роман Троллопа «Последняя хроника Барсета», но он доступен только на английском. Зато есть вполне равноценный, и переведенный на русский, первый роман из того же цикла: «Барчестерские башни». Живое изображение среды провинциального английского духовенства. Яркие типы, юмор. Есть экранизация ВВС, где главного интригана играет молодой А.Рикман.)
3 романа Т.Харди (он же Т.Гарди):
• Вдали от обезумевшей толпы — роковые страсти, кипящие на сельской ферме.
• Тэсс из рода д’Эрбервиллей — образцовый роман «характеров и среды» + тема античного «фатума». Девушка расплачивается за то, в чем нет ее вины, но ее судит ханжеская викторианская мораль (воплощенная даже в «положительных» личностях), и в то же время над нею тяготеют грехи предков.
• Джуд Незаметный — герой обречен на страдания в чуждой ему по духу среде. Незаурядный ум и высокие нравственные достоинства в конечном счете превращают его в жертву.
3 романа Г. де Мопассана:
• Жизнь — история замужества. Брак обманул все надежды героини: ее муж — бездушный эгоист, а сама она не из тех, кто способен бороться за свое счастье. Тем не менее жизнь не хороша и не плоха, она просто… жизнь.
• Милый друг — образ «продажного мужчины», эксплуатирующего свое обаяние. Впрочем, те, кто его окружает, ничем не лучше.
• Пьер и Жан. Тема семейных «скелетов в шкафу»: завещание «друга дома» открывает секрет, который переворачивает жизнь двух братьев.
Эффи Брист (Т.Фонтане). Немецкая версия «Анны Карениной», только здесь трагедия связана не со страстями, а скорее с тем, что нет никаких страстей: лишь бесстрастные «принципы» и поклонение правилам приличия.
Сострадание (Б. Перес Гальдос). История старой служанки, небезупречной, но парадоксально привязанной к своей никчемной госпоже и готовой ради нее на многие жертвы.
Сестра Керри (Т.Драйзер). Герои романа — люди «без стержня», живущие в подчинении привычке и собственным импульсам, их несет по жизни. Независимо от успеха или поражения, лучшие из них ощущают смутную тоску.

Социальная проза и натурализм
Хижина дяди Тома (Г.Бичер-Стоу). Мелодраматичная и написанная с христиански-гуманистических позиций книга в осуждение рабства. Сейчас теми, за кого была призвана заступиться, воспринимается скорее как обидная. Парадокс: объективно роман показывает, что благополучно жизнь сложилась именно у тех негров, которые боролись, а вот всепрощающему дяде Тому не посчастливилось.
Мартин Фьерро (Х.Эрнандес). Почти единственная поэма в списке — про страдания аргентинского бедняка-гаучо, для которого нет в мире правды.
Семья Малаволья (Дж. Верга). Будни бедной рыбацкой деревушки в Сицилии; история разорения и гибели одной семьи. Обилие деталей и второстепенных персонажей поначалу просто ошарашивает.
Посмертные записки Браза Кубаса (Ж.Машаду ди Ассис). Др. название — «Записки с того света». Герой — такой не особо симпатичный португальский Обломов, который всю жизнь собирался что-то сделать и чем-то стать.
Родовая усадьба Ульоа (Э. Пардо Басан). Священник, приглашенный управителем в крупное поместье, хочет убедить его владельца жениться, чтобы положить конец его «греховному сожительству» с дочкой егеря. Жениться-то он женится, но проблемы на этом только начинаются.
Голод (К.Гамсун). Классика натурализма. Безработный литератор скитается по Христиании (Осло); попытки в отчаянном положении сохранить остатки социального «лица». Физиология и психология голода. (Почему-то в список не попал «Пан», а жаль!)
3 произведения А.Стриндберга:
• Красная комната — загнивание общества, надувательство финансистов, лицемерие «благотворителей», прислужничество интеллигенции…
• Жители острова Хемсё — в этом глухом местечке обитают со своим сложившимся бытом всего-то 8 человек. Сюда попадает чужак — проныра-работник. И задумывает воспользоваться случаем, чтобы пустить тут корни.
• На шхерах — описательный роман, проводящий теорию «гения и толпы»: талантливый ученый попадает в убогую рыбацкую деревушку, где становится жертвой невежества и неблагодарности. Ярко выраженная антифеминистская тенденция.
5 романов Э.Золя, «патрона» натурализма:
• Тереза Ракен — история преступной (во всех смыслах) страсти и ее жутких последствий.
• Западня — типичное произведение 20-томного цикла «Ругон-Маккары». Среда парижского пролетариата: нищета, пьянство, разврат, падение на дно…
• Жерминаль — те же ужасы в шахтерской жизни.
• Нана — красивая девчонка, выросшая на парижских улицах, делает «карьеру», поднимаясь от потаскушки до дорогой куртизанки.
• Человек-зверь — исследование патологического сексуального комплекса с особенно акцентированной темой наследственности (неизменно важной для Золя).

Психологическая проза
Зеленый Генрих (Г.Келлер). Традиция «романа воспитания». Действие отнесено к началу XVIII века. История героя (швейцарца) рассказана с детства: борьба с бедностью, череда любовных увлечений… Он путешествует по стране, мечтая стать художником.
Бабье лето (А.Штифтер). Тоже «роман воспитания»: взросление юноши показано через постепенное постижение красот природы и искусства. У Штифтера милый старинный стиль, но начинать знакомство с его прозой лучше с повестей, если вы не мастер визуализации: иначе 600 страниц сплошных описаний гарантируют крепкий сон.
Пепита Хименес (Х.Валера). Погруженный в изучение теологии провинциальный семинарист влюбляется в добродетельную красавицу-вдову. Психологизм «тургеневского» типа.
Преступление падре Амаро (Ж.-М. Эса де Кейрош). По сюжету похоже на предыдущий роман, но герои менее безупречные: история любви молодого католического священника и восторженной мещаночки. Они пытаются оправдаться, обманывая в первую очередь самих себя и путаясь в религиозных догматах и штампах, вычитанных из романтической литературы.
Наоборот (Ж.-К.Гюисманс). Эстетизм как он есть. Последовательно применяемый ко всем органам чувств + мозг. Роман, вдохновивший Дориана Грея и похожий на фильмы Алена Рене.
Там, внизу (Ж.-К.Гюисманс): Тоже почти бессюжетный роман, отразивший интерес автора к «черной» мистике. Герой — автор, который пишет о Жиле де Рэ. Идея: позитивизм разрушил веру, но не сатанизм.
Наслаждение (Г. Д`Аннунцио). Портрет «героя времени» эпохи декаданса, в традициях «Опасных связей». Ничтожный красавчик ради утехи соблазняет добродетельную женщину.
Таис (А.Франс). Условно-притчевые декорации Александрии начала нашей эры. Столкновение монаха-аскета и красавицы-актрисы изменяет жизнь обоих. Тема самообмана и фарисейской праведности.
Дневник незначительного лица (Дж. и У.Гроссмит). В стиле Джером Джерома, но послабее. Герой — маленький человек с претензиями на остроумие.
Дряхлость (И.Звево). Неудачная влюбленность человека средних лет в бессердечную кокетку. Русский перевод — непрофессиональный во всех смыслах, читать его можно только при абсолютном, стопудовом безразличии к языку.
Дон Касмурро (Ж.М. Машаду ди Ассис). Суховатая проза в манере А.Франса. Воспоминания человека, который однажды обнаружил неприятный факт своей семейной жизни. И флэшбеки, флэшбеки…
Пробуждение (К.Шопен). Написанная с феминистских позиций повесть о молодой женщине, которая внезапно понимает, что в ее жизни чего-то недостает. Может, свободы, а может, любви…
4 романа Г.Джеймса. Но «О чем знала Мэйси» на русский не переведен (хотя есть фильм 1995 г.). Остаются:
• Женский портрет. Молодая обаятельная американка — богатая наследница; это дает ей возможность выбора (в плане брака), но у нее больше идеалов, чем способности разобраться в соискателях, которые к ней устремляются…
• Крылья голубки. Герой — бедный журналист — мечется между двумя женщинами (типы хищницы и ангела); денежные соображения дополнительно осложняют историю, подмешивая к «тонким чувствам» (весьма запутанным) хорошую дозу цинизма.
• Послы. Герой-американец едет в Париж с деликатной миссией: вернуть домой заблудшего богатого наследника. В итоге сам попадает под обаяние Парижа и светской дамы, с которой у наследника роман. Утонченность героев и обыкновение изъясняться обиняками делает их намеки и разговоры понятными только тем, кто хорошо знаком с нравами эпохи (конец XIX в.) и среды, а переводчик вносит свою лепту в эту невнятицу.

Русская классика
Отбор в целом понятен, только обидно полное отсутствие Чехова (учитывая, что он из русских классиков самый влиятельный на Западе, и вообще странно). Содержание общеизвестно, указываю только основную проблематику:
Евгений Онегин (А.С.Пушкин). Выбор пути. Отношения литературы и жизни… и «книжное» представление о жизни.
Нос (Н.В.Гоголь). Вытеснение человека его социальным статусом.
Мертвые души (Н.В.Гоголь). «Дурное» в человеке — вопрос не качества, а «дозировки» и применения.
Герой нашего времени (М.Ю.Лермонтов). Жажда самоутверждения — симптом субъективного переживания ущербности. Свобода как пустота (не «для», а «от»).
Обломов (И.А.Гончаров). Мечта как бегство и протест (неучастие). Западное и восточное начала в русской жизни.
Очарованный странник (Н.С.Лесков). Жизнь как путь и испытание.
И.С.Тургенев трижды представлен:
• Отцы и дети. Догматизм, распадение «связи времен». Отрицание старого как самый старый исторический «обычай» России.
• Степной король Лир. Шекспировский сюжет, примеренный к русской жизни — и к теме загадки человеческой души (группа «таинственных повестей»).
• Вешние воды. Тема «темной страсти», «присухи». Модель «хищная женщина / слабый мужчина».
Ф.М.Достоевский — тоже неплохо (хотя жаль, что нет «Братьев Карамазовых»):
• Записки из подполья. Парадоксы психологии: негативизм. Отрицание рационализма как инструмента постижения души.
• Преступление и наказание. Крах «арифметической» логики применительно к жизни. Тема «средств», которые не только не оправдывают цель, но деформируют ее в соответствии с собственной природой.
• Идиот. Роман о втором пришествии… и о том, как тяжело нести добро людям, которые тянутся и к добру, и к красоте, но не умеют обращаться с ними.
• Бесы. Идеология как орудие зла. Бесовская «троица»: лидеры, идеологи, организаторы.
И Л.Н.Толстого не обидели:
• Война и мир. Две основные темы: движущие силы истории — и критерии оценки человеческой личности.
• Анна Каренина. Тоже две темы: люди неверно понимают сущность и смысл брака, но это лишь частное следствие того, что они неверно понимают смысл своей жизни.
• Смерть Ивана Ильича. Экзистенциальный кризис: пустота жизни как «потpeбительства».
• Крейцерова соната. Опять тема брака и семьи + праздность и пустота существования высших классов. (Очень тенденциозная вещь. Если такой уж лимит на классиков, лучше бы вместо нее включили «Дуэль» Чехова.)

ТВС… (литература ХХ–XXI вв.)
29 мая 2021
20 комментариев из 31
nordwind
Вот с этой женщиной его Мария Николаевна и развела. А вообще, конечно, любая аннотация, любой дайджест и любой пересказ есть упрощение.
Но всё же согласитесь, что повесть больше о любви Санина и Джеммы, чем о том, как Санина увела Полозова, нет?
Если же в рамках аннотации говорить о тематике и моделях, то здесь можно обратить внимание читателя на характерную для Тургенева тему "русские за рубежом" (наиболее ярко раскрытую в его романе "Дым", среди вещей других писателей в первую очередь вспоминается "Игрок" Достоевского) и модель "русский и иностранка" (разрабатывающаяся впоследствии много кем и в итоге даже вошедшая в русскую поп-культуру).
WMR
Зависит от того, как интерпретировать текст и на чем расставлять акценты. Любое художественное произведение, тем более такого уровня, дает широкое поле для трактовок. «Вешние воды» тоже входят в цикл «таинственных повестей», предметом которых Тургенев сделал в первую очередь иррациональное начало в человеке: то, что ускользает от анализа и «объяснений». Грубо говоря, если бы это была просто повесть о том, как молодой русский за границей влюбился в милую и красивую итальянскую девушку, то «таинственного» в ней было бы не так уж много. А вот почему он ее так позорно бросил из-за женщины, которую не мог уважать и в сущности даже не любил, – это уже другой вопрос, и для меня он и есть самый острый в повести. Эта тема у Тургенева возникает периодически - отчасти она связана с биографическими обстоятельствами; хотя я терпеть не могу приплетать к интерпретации текста биографию автора, но тут личные заморочки Тургенева есть отражение достаточно распространенной проблемы. Сам образ «вешних вод» – это не только юность, но и стихия, которая увлекает за собой человека, бессильного ей противостоять.
При детальном разборе повести из нее действительно можно очень много чего вывести, Вы правы; но такой разбор потребует очень много пространства, цитат, подключения контекста и пр. А в «усеченном» варианте остается только то, что воспринимается читателем как «главное», а для меня главным является именно изумление Тургенева перед иррациональностью человеческой души. Для другого читателя получится другой художественный итог, потому что текст не существует «сам по себе»: он работает только во взаимодействии с личностью и опытом читателя. Это отдельная тема, она скорее из теоретической области – рецепция художественного текста. Я рассчитываю сделать по ней специальный пост в свое время…
Показать полностью
Сюда же: "Пентесилея" Клейста. Не проза, трагедия, но... чувства в клочья, градус пафоса запредельный, все канонические ходы романтизма на месте, впечатление будет яркое.
"Проступок аббата Муре" Золя -- как образец для описания предметов, реалий, создания атмосферы вокруг героев. Роскошные описания роскошного сада.

>Дряхлость (И.Звево). Неудачная влюбленность человека средних лет в бессердечную кокетку. Русский перевод — непрофессиональный во всех смыслах...
У него только два достоинства: это НЕ Гуглоперевод, потому что Гугл-Транслейтор не был еще продвинутым, и книга издана тиражом 50 экз. (Мальчик из райцентра захотел выучить итальянский -- и выучил. На таком уровне, что решил перевести книгу -- и перевел. Приз за самоуверенность и ничего больше.)
t.modestova
Эх, я бы много чего добавила... но уже не стала. Клейст вообще фигура замечательная. И трагическая. А "Проступок аббата Муре" меня в свое время тоже этой роскошной флорой подкупил. Как "Чрево Парижа" - описанием рынка. Вот у Золя действительно стоит учиться описаниям (обычно в романах они скучноваты).
У переводчика "Дряхлости" главная проблема даже не в итальянском языке. А в русском, которого он совершенно не чувствует((...
nordwind
Не соглашусь с тем, что "Вешние воды" можно отнести к циклу "таинственных повестей" Тургенева. Если делать критерием именно интерес автора к иррациональному в человеческой душе, то сюда можно отнести чуть ли не половину произведений этого автора. Это ведь и в его романах есть. А в повести "Переписка" и вовсе есть очень похожие сюжетные мотивы (причина, по которой Алексей Петрович так и не приехал к Марье Александровне). Потому лично я бы сузил круг его по-настоящему "таинственных повестей".
Что до самих "Вешних вод", то там увлечению Санина Полозовой посвящено относительно немного места и внимания. Его окончание и вовсе обозначено лишь наброском. Если же говорить о иррациональном в этой повести, то таковым можно назвать не только увлечение Санина Полозовой, но и его поступки в финале повести (решение найти Джемму и уехать к ней, уже замужней даме, в Америку).
Но соглашусь с тем, что в восприятии читателем литературного произведения важную роль играет личность самого читателя. Потому у всех по-разному бывает с восприятием.
WMR
Это вопрос терминологии. Она в тургеневедении так и не устоялась окончательно. «Вешние воды», разумеется, не повесть с псевдомистическим сюжетом (как «Собака», «Призраки», «Сон», «Клара Милич», «Песнь торжествующей любви» и т. п.). Она примерно одного плана со «Степным королем Лиром». Сам Тургенев называл свои повести «студиями», а исследователи сегодня употребляют как синонимы либо «таинственные повести», либо «повести-воспоминания», т. к. в отличие от романов они строятся как взгляд в прошлое из настоящего и интерес в них сосредоточен именно на психологии (романы Тургенева – социально-психологические, а в поздних повестях «социальный элемент» минимизирован). И так как я в этом разделе характеризовала только проблематику (сюжеты русской классики все и так знают), то и ткнула в этот вопрос: почему любовь героя так нелепо кончилась. Полозова тут вообще на втором плане, да и Джемма тоже: интересен именно Санин. На мой взгляд, естественно))…
Спасибо)) Очень круто! Это большая работа.

Согласна, что любой дайджест и любой пересказ есть упрощение, так что нет проблем, как говорила героиня фильма))

Единственное - чисто фактическая неточность: "Маленькие женщины". Сестра, к-ая хочет стать писательницей и являлась литературным отражением автора, не старшая, а вторая по старшинству.
nordwind
С Тургеневым вообще всё сложно. С одной стороны, Вы правы, когда говорите о повестях-"студиях", взгляде в прошлое из настоящего и психологизме его поздних повестей. С другой стороны, то же самое можно сказать о многих его повестях, даже ранних. Вспомним достаточно ранние "Фауст" и "Три встречи". Там интерес к иррациональному слышен достаточно отчетливо, сильнее, чем в "Вешних водах". Уже упомянутая мною "Переписка" близка "Вешним водам" своей финальной коллизией (образованный герой-дворянин попал в зависимость к случайной женщине). В каком-то смысле можно даже в "Асе" найти некую аналогию с "Вешними водами", только там всё вышло ещё нелепей. В произведениях Тургенева вообще всё очень нехорошо с личным счастьем героев. Если кто-то кого-то и полюбит, то дело непременно кончается разрывом.

С Вами приятно беседовать. Думаю, у нас получается интересная дискуссия (по крайней мере, лично мне было интересно). Спасибо!
My Chemical Victim
WMR
nordwind
Скажите, что вы изучали литературу профессионально, потому что иначе я чувствую себя тупым...
WMR
Полностью согласна: и «Фауст», и «Три встречи», и «Переписка» – там уже это чувствуется как своего рода задел на будущее. Мне тоже представляется ошибкой сначала мастерить полочки с ярлыками, а потом силой туда впихивать живые тексты, – так что никакую классификацию абсолютизировать не стоит: это подсобный инструмент, не более.
И «Ася» с «Вешними водами» действительно близки по сюжету. Разница, пожалуй, в методе. «Ася» в этом плане ближе к тургеневским романам, где все должным образом, в классических традициях, «объяснено»: и фиксированный психологизм (аналитический), и предметно-итоговый (косвенный), и все, что душе угодно… А в поздних повестях «анализ» вдруг в самый ответственный момент – раз! – и выключается. В «Вешних водах» это нелепое рабство у Полозовой, в «Степном короле Лире» – та точка сюжета, где две сестры, до этого момента абсолютно похожие, одинаково воспитанные и т. п. (и даже любят одного и того же мужчину, откровенно дрянного, – там тоже возникает слово «присуха», кстати), – так вот, в самый критический момент они начинают вести себя совершенно по-разному. И никакого объяснения причин. Получается, не все можно вывести из «среды и наследственности».
А в «Фаусте», я бы сказала, своего рода двойная мотивировка. С одной стороны, есть традиционное «детерминистское» объяснение. Подчеркнуто сходство Веры с ее бабушкой: страстная от природы натура, искусственно подавлявшаяся… при таком раскладе уже можно было ожидать катастрофы, когда герой от скуки начал дергать за ниточки. Но есть и вторая линия: символы, предчувствия, подводное течение, что ли… рассказчик в финале говорит о «тайных силах жизни». Отсюда и выбор автором именно «Фауста» – не только ради параллели «Фауст – Маргарита»; это еще и отсылка к началу поэмы, где гетевский герой вызывает Духа Земли (на это-то ума хватило), а когда тот появляется, просто падает ничком, потому что не может не только им повелевать, но даже смотреть на него. Он развязал те самые «тайные силы», которые не способен контролировать своим «научным» инструментарием.
В общем – да, все непросто у Тургенева; поэтому даже самое подробное «краткое содержание» ни черта не стоит, на самом деле. Извините, что-то я разболталась))… мне тоже приятно было пообщаться!
My Chemical Victim
WMR
nordwind
Скажите, что вы изучали литературу профессионально, потому что иначе я чувствую себя тупым...
У меня все честно указано в профиле, хотя и без подробностей…
Ваши переживания мне кажутся немного преждевременными. Если бы каким-то загадочным образом можно было в «почти 22 года» уже всё прочитать, подумайте, что следующие 80 лет пришлось бы занять исключительно компьютерными играми… или чем-то аналогичным))
Показать полностью
Magla

Все же родителям девочки 9-11 лет имеет смысл приглядывать за тем, что она читает.
Зачем?
Lasse Maja
Затем, например,что "Жизнь" - не самое лучшее произведение для знакомства ребенка с половой жизнью человека.
Так-то литература - вообще не способ знакомства ребенка с половой жизнью)) Также как с общественной. И с кулинарией. И с работой правоохранительных органов. Русская классическая литература вообще никакого отношения к реальности не имеет, во всяком случае гораздо меньшее, чем фантастика. Чтоб знакомить ребенка с жизнью, надо не цензурить состав внекласного чтения, а отбирать книжки и знакомить. Ну или выставлять гулять во двор, там ребята расскажут, и возможно покажут у кого что есть... в телефоне)))
Lasse Maja
Спасибо за науку, но я как-нибудь сама справлюсь)
Ну дык, воспитание вообще нельзя на книжки перекладывать))
My Chemical Victim
Lasse Maja
Так-то литература - вообще не способ знакомства ребенка с половой жизнью)) Также как с общественной. И с кулинарией.
Ничё не знаю, я готовил по рецептам из «Мэри Поппинс», всё норм.
My Chemical Victim
Мне подруга дарила великолепный кулинарно-литературный календарь. А еще есть Хэрриот, который выпускал книги с йоркширскими рецептами на полях.
My Chemical Victim, хреновая у вас выборка))
My Chemical Victim
Magla
И как, вкусно получалось?
My Chemical Victim
Кое-что - вполне)
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть