↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
nordwind
17 февраля 2021
Aa Aa
#фанфики #писательство
Реальный диалог из блогов, где-то год назад:
— Разыскивается соавтор! Нужна помощь по написанию фанфика. Идея уже есть. Размер: мини.
— А соавтор на МИНИ что будет делать?
— Соавтор на МИНИ будет помогать мне с концом ФФ.

Хороший ответ, на самом деле.
В большом формате автор еще может прибегнуть к эпилогу: рассказать, что, как и куда в итоге раскрутилось и развязалось. А вот в малых жанрах эпилог как элемент композиции обычно не годится. И вообще — чем короче текст, тем больше ответственность, возложенная на концовку: невыразительный финал есть окончательный провал (это не пословица, но все равно правда).
В фильме могут быть недостатки, проблемы… но поразите зрителя в конце, и успех — ваш! Найдите концовку — но без обмана! И никаких искусственных развязок. Ваши герои должны измениться. И причиной изменения должны быть они сами.
Из к/ф «Адаптация»
Когда-то я приводила примеры, как работают финалы у классиков. Но классики классиками, а на Фанфиксе есть совершенно живые авторы!
Вот несколько «малоформатных» рассказов (есть очень известные, есть не очень), которые представляют разные типы особенно эффектных концовок. Большей частью это джен, рейтинг везде от G до PG-13 — можно ориентироваться на список персонажей.
Конечно, это не ВСЕ удачные тексты, а только примеры. Цитат не привожу — они производят нужный эффект именно там, где находятся: в контексте.
Моя семья и другие животные... (Юморист) СС/ЛЛ, АД, ГП, ТР
Финальная реплика — последний кусочек мозаики, который до этого не раз попадался читателю на глаза, но тут он полностью завершает картину: все окончательно становится на свои места.
Любовь (fish4l) ГП/ДжУ
Под конец очень спокойно, без нажима подается деталь, о смысле которой догадывается читатель, но не герои, — и это обозначает в перспективе новый и совершенно жуткий поворот сюжета (AU), активизируя наше воображение.
Я не знаю (Nordost) СС/ГГ, РУ, ГП
Своего рода алиби для рассказчика: все самое сложное (что все равно бы не уместилось в мини) осталось за кадром. На поверхность вынесены только несколько доступных наблюдателю эпизодов и фраза-рефрен, которая маркирует их границы и заключает фанфик: я честно рассказал все, что знал, результат перед вами, можете строить предположения…
Дуралей (Magla) оридж
Здесь напряжение, которое понемногу нарастает на протяжении всего текста, складывается из противоречия между POV персонажа-повествователя и внешней оценкой ситуации читателем. В финале оно доходит до кульминации.
Person of the Year (MilbaA) РУ/СС
Типичный фанонный сюжет с «безобоснуйным» пейрингом, который, как анекдот, красен именно последней фразой: она придает многократно обкатанной теме свежий и забавный поворот.
Иди на свет (Shumelka) СС
Также из разряда историй, где соль — в последней фразе, но тут она изменяет жанр: ангст оборачивается черным юмором.
Пока никто не заметил (Z-I) СС, ГП, АД, ТС, ЭП
Здесь в финале сделан беспроигрышный ход, который условно назову «голливудским»: кульминационный момент совмещен с хэппи-эндом, который, собственно, не «энд», а начало нового этапа жизни.
Left Handed Brain - Все как у людей (Danielle Braen) КШ, ММ, ФФ, РС
В отличие от финала-кульминации, стягивающего все в одну точку, это финал — «пас в сторону». Общее кипение страстей завершается ироничной частной репликой, которая выглядит почти случайной. Можно ли считать ее «моралью», и если да, то в чем она будет заключаться, — читатель волен решать сам.
Авада Джихада, или Секреты родословной Гонтов (Daylis Dervent, клевчук) АД, АМ, СС, ТР и другие
Всем знакомый герой дебютирует в новой роли, а ударный финал доводит ситуацию до логического завершения: освободившееся амплуа приходится занимать тому, кто остался не у дел. Что подтверждает идею, будто на сцене жизни неизменны лишь роли, а насчет исполнителей — это уж Режиссер решит…
Сны и явь Хогвартса (Lados) НП
Читателю уже показалось, будто с идеей фанфика все понятно и конфликт в принципе разрешен, но финальная реплика огорошивает: готовится новый виток событий по старой схеме, всё возвращается на круги своя… В отличие от предыдущего случая, это достаточно внезапно (концовка по новеллистическому типу).
Недоброжелатель (miledinecromant) оридж
А здесь заключительная реплика переворачивает отношения персонажей и дает простор для домысливания событий ДО и ПОСЛЕ.
Время осеннего одиночества (Alteya) НП
Последняя фраза убивает двух зайцев: одновременно раскрывает интригу (более или менее условное, в зависимости от сообразительности читателя, инкогнито героини) и дает всю информацию, необходимую для понимания авторской идеи.
Только одна ночь, или Розовая пижама (justforfics) НТ/СС, НТ/РЛ
Использована «фигура умолчания». Последние слова — вопрос, ответ на который известен читателю, но остается за пределами фанфика, как и реакция на него. То, что оставлено недосказанным, действует сильнее, чем то, что высказано: при драматических ситуациях в последнем случае часто остается впечатление, что слова выбраны слишком слабые.
Коллекционер (Diart) ГС, АД, СС
Также вопрос без ответа, но здесь читателю требуется этот ответ сформулировать, чтобы он стал той самой внешней оценкой персонажа, которая отсутствует в тексте (ибо это его внутренний монолог).
Джон Ватсон (Хэлен) ДжВ, ШХ, МХ
Фанфик заканчивается вопросом, который одновременно: а) обращен к герою; б) обращен к читателю; в) возвращает к заголовку и задает новую интерпретацию не только этой истории, но и всего канона. Таким образом, весь рассказ как бы помещен в «оправу» из заглавия и финальной фразы, которые предлагают рассмотреть заключенный в ней сюжет заново.
Игла дикобраза (Edelweiss) СБ, ПП, СС
Финал указывает на надвигающуюся катастрофу: о ней не знает герой, но знает читатель, который получает возможность соотнести последние слова с событиями канона, куда история, таким образом, элегантно встраивается. Бонусом идет возможность слегка поразмыслить о диалектике причин и следствий (мелкий инцидент как зеркало крупной проблемы)…
Знаки судьбы (Яросса) ДжП, СБ, РЛ, ПП, ЛЭ
Аналогично предыдущему. Вообще этот прием называется «фортекст» и отлично работает в фанфиках и во всех прочих случаях, где наличествует «пред-знание» читателя: side-story, исторические повести и т.п. (Например, в одном фильме: пара влюбленных целуется на палубе океанского лайнера; камера отъезжает, и виден спасательный круг с надписью «Титаник».)
«Орел» или «решка»? (Svengaly) СС/ЛМ, ДМ, ГП
Тема фанфика — альтернативные «развилки» жизни, роль случая в судьбе (в духе постмодернизма, типа «Любовницы французского лейтенанта»). С этим отлично гармонирует акцентированный обрыв в финале: он подчеркивает бесконечную вариативность возможностей.
Сказки барда Бидля, том 2, неоконченный (Arbaletta) НП
Двухчастная структура с различными сюжетами, но родственными темами, на что косвенно намекает симметричная композиция. Развязки — не столько «мораль», сколько ключ к этим темам.
Тот самый Снейп (palen) СС, ГГ, ГП, РУ, ММ, ЛМ
Открытый финал, позволяющий надеяться на благополучный исход; легкая тень неуверенности придает ситуации головокружительную (во всех смыслах!) остроту. Отсутствие дидактических плюшек и окончательной развязки ставит акцент на главном — выборе героев (их тут минимум два): он важнее, чем то, что случится «потом».
Рукопись, которую никогда не найдут (Belkina) ДжВ, ШХ
Развязка содержит неявные отсылки к другим произведениям (реминисценции, они же «пасхалки») и дает читателю возможность оценить рассказ как часть интертекста: сравнить ситуации, в которых оказались герои. Естественно, требуется способность эти отсылки увидеть.
Облака в голове (sassynails) ДМ, СС
Когда к отчаявшемуся герою подоспевает-таки помощь, развязка часто утопает в благодарных слезах и соплях… ну хотя бы в восклицательных знаках! Но здесь под конец звучит неожиданно сдержанная и очень прозаическая реплика, которая снимает с ситуации избыток пафоса.
S.T. Snape 1960-1998 (Nym) ГП, CC
Разновидность предыдущего. Мелодраматизм в финале уравновешивается нейтральной бытовой деталью и прохладной «посторонней» оценкой, которая создает повествователю своего рода эмоциональное алиби.
Ты сможешь (NAD) ДД, ГП
Здесь финал объясняет, что вообще происходит: текст строится как серия флэшбеков, разделенных фразами, которые создают опорные точки для заключительного выхода в текущую реальность. Только в этот момент читатель понимает, на каком фоне проносились эти картинки из прошлого, и получает возможность связать два временных плана.
Где нас ждут (NoFace) ГП, СС, АД, БЛ, ФУ, НТ
Из случаев активной работы с композицией: название и заключительная фраза образуют рамку: вместе они ставят перед читателем вопрос, на которой в тексте нет прямого ответа.
Перерождение (Pol White) СС
Еще одна «рамка», драббл с кольцевой композицией; маленький размер подчеркивает эффект контраста между зачином и концовкой. Как говорится, почувствуй разницу!
Пять (Kethlin_Mil) ГП, ГГ, РУ, ДжУ, ТР
Относится к случаям с осложненной композицией и двойным финалом. Нарастание сюжетного напряжения разрешается короткой фразой с эффектом шока: читатель оказывается перед неожиданным выводом (до этого создавалось впечатление, что смысл фанфика — в другом). Потом идет завершающая цитата из канона, которая помещает альтернативную версию развития событий в канон (превращает AU в missing scene) и дает дополнительную «подсветку» на образ героя: читатель может представить себе, каково ему будет жить дальше, с этим новым знанием…
От конца до начала (невхарактерный) СС/ГП, ДМ
Пример «одноразовых находок»: приемы, которые вряд ли можно использовать повторно. Основные эпизоды истории изложены в обратной последовательности. Что это дает: фанфик заканчивается смертью персонажа, но о ней мы узнаем в самом начале, а рассказ постепенно восстанавливает историю отношений (что и отражено в названии). Это удовлетворяет сразу две читательские потребности: сопереживание героям (которое сильнее всего в случае их гибели) — и желание, чтобы все закончилось «хорошо». Искусственные приемы воскрешения всегда выглядят литературной условностью, даже когда это проделывают в каноне: большинство читателей в этом случае чувствуют, что их нагло развели на переживания.
Здесь же обратный ход времени эмоционально компенсирует печальную развязку: она перестает восприниматься как «конец», потому что вместе с героями мы возвращаемся к началу их истории, и фанфик завершается на самой оптимистической ноте: всё еще только начинается…
Выводы.
I. Самый очевидный: нет общеобязательных правил и рецептов для творчества в целом и сочинения развязок в частности.
II. Тем не менее. Развязка должна логично вытекать из событий и характеров (и уж во всяком случае — не противоречить им). И оптимально, когда при всей своей логичности развязка все же оказывается не на 100% предсказуемой, хотя количество «процентов непредсказуемости» может сильно варьироваться: от совершенно неожиданного финала до неожиданной интонации в финале. В общем, хоть самая малость от хорошего детектива (не в смысле жанра, конечно) делу не помешает.
III. Удачные рассказы направляют аудиторию (туда, куда ведет автор), но оставляют пространство для сотворчества: додумывания, догадок, оценок и пр. Не стоит делать абсолютно всю работу за читателя: он должен сам что-то прикинуть, понять, чем-то восхититься или ужаснуться. Как известно, самые важные и цепляющие выводы — те, к которым приходишь самостоятельно.
Можно поставить эксперимент: возьмите любой из этих рассказов и расставьте в конце все точки над I и прочими гласными. Объясните с позиции автора, что вытекает из вашего текста в плане сюжета, морали и т.п.; добавьте побольше собственных эмоций, чтобы для читателя уже не осталось шанса вставить хоть что-то свое.
И увидите, как история сразу потеряет половину своего обаяния…

P.S. И, конечно, спасибо авторам этих замечательных историй!

P.P.S.: хотела указать еще один мини с эффектной концовкой, который раньше был на этом сайте, но… хотя автор профиль не удалил, однако удалил фанфик (почти отовсюду). Единственное место, откуда он еще не стерт, вот здесь.
На проводе тьма (Myr-rka aka Ника Кнехт aka Кот Снейпа) ГП и жертвы войны
Финал-кульминация, в котором разрешается взрывом все напряжение, нагнетавшееся на протяжении текста.
17 февраля 2021
7 комментариев
Ничего себе вы работу проделали! Респектище! И спасибо большое за упоминание моего фика.
Спасибо за пост про сильные концовки! :)
О да. Сильные концовки - наше все. :-) Я поэтому о финале думаю в первую очередь и, как правило, завязываю на него весь сюжет.
Очень интересно! И спасибо, что Дуралей в этом списке.
Спасибо за пост и упоминание ) с удовольствием вспомнила некоторые истории и нашла новые на почитать.

только у меня в нике буква l (L), не цифра
Не читаю мини-фики, но за проделанную работу - респект.
Благодарю за ваш труд! Надо будет познакомиться с работами, которые еще не читала. Думаю, будет весьма полезно. А упоминание моего фанфика в компании с работами таких талантливейших авторов порадовало, пожалуй, даже больше, чем рекомендации. И за это отдельное спасибо!
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть