↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Ложноножka
22 мая 2020
Aa Aa
#кино #про_зайцев #тег_для_скрыта кому не надо, скрывайте смело

Впечатление о фильме "Обитатели холмов" продолжаются. Осторожно, спойлеры.
Итак, продолжение первой серии.

Как я уже писала, первые 24 минуты истории - красота и канон, и пусть есть несколько лишних достроек, но они не выбиваются из общей картины и не вступают в противоречие с внутренней логикой фильма.
А дальше происходит тяжелый разговор, чтобы не сказать "наезд" на тему, кто здесь главный, Орех или же Тлайли. Похожий разговор имел место и в книге, когда на раннем этапе пути пара ноунеймов прямо высказывают Ореху, что никакой он не лидер и сам не знает, куда всех ведет, да и Пятик, наверняка, ошибся, и вообще они устали и хотят обратно... И получают за это неслабый нагоняй, но не от Ореха, от Тлайли. Более того, чуть погодя по щам все от того же Тлайли получает уже Пятик за то, что "лучший наш кролик вынужден нянчиться с тобой, подвергая себя опасности". Если уж это не лояльность, то что тогда?
Фильм же предлагает свою версию: это Тлайли высказывает Ореху, мол с какой стати нам тебя слушать? Ведь это Черничка придумал способ переправы, это Одуванчик увел от нас энгрибёрдз, а я им навалял, зато твоя попытка договорится с ними провалилась.
И это такое двойное комбо: придумать несуществующую сцену, чтобы показать Ореха плохим руководителем (а он таким не был) и заставить Тлайли наехать на него (чего тоже никогда не было).
"Ладно, - решила я, слегка отойдя от шока. - Возможно тут специально нагнетают драматизм перед поворотным моментом в сюжете. Пока подождем."

В порядке отступления: в романе Ричарда Адамса мы видим несколько кроличьих поселений с разным внутренним устройством. Во главе стоит старшина, также есть приближенная к нему группа кролей под названием "аусла", туда в основном берут тех, кто посильнее и хорош в драке, но могут принять и следопыта или специалиста по огородным налетам. С одной стороны, служба в таком "элитном подразделении" дает более широкий кругозор, знание о людских повадках, автомобилях, ружьях, о местных хищниках и тех хитростях, которые лучше против них использовать. С другой, избранность часто переходит во вседозволенность, так в самом начале кроли из ауслы забирают у Пятика найденный им первоцвет, просто потому, что могут. Среди компании беглецов в аусле служили лишь Тлайли (он как раз был на посту, когда Орех и Пятик пришли говорить со старшиной, и получил нагоняй, что пропускает всяких болванов) да Серебрянный (этого дразнили за нетипичный цвет шкурки и что якобы он получил место в аусле только за родство со старшиной).

Может показаться, что в родном городке наших кролей в ходу военные порядки (так беглецов пытаются арестовать), но много страниц спустя мы узнаем, что все это сущие пустяки по сравнению с Эфрафой. Так зовется еще один кроличий городок, но о нем позднее.

Ну а пока что, преодолев лес, реку и поля, наша компания добирается до другого кроличьего городка, и он... странный. Здешние кроли крупные и сытые, они знают место, где фермер регулярно оставляет старую морковь, ботву или очистки, а потому не голодают даже зимой. Однако при этом они странно грустные, а городок наполовину пустой. У них нет старшины или ауслы, каждый делает, что хочет, но вот лишних вопросов здесь не любят. Нашу компанию пригласили пожить, и те очень рады: норы удобные, еды хватает - чего еще желать? И только у Пятика истерика, крыша, мол, здесь сделана из костей, над этим местом нависло зло, вот только он не понимает, какое. Он призывает своих срочно убираться отсюда; но в этот раз не находит понимания вообще ни у кого. В итоге Тлайли ругается с Пятиком, обвиняя того в эгоизме, а за этим следует сцена, которая каждый раз пробирает меня до мурашек:

Он повернулся и исчез в ближайшем просвете между кустами. В то же мгновение с другой стороны произошло что-то страшное. Кто-то забился, задергался. В воздух взлетела палка. Взметнулись мертвые мокрые листья, полетели через просвет в изгороди и легли рядом с Орехом. Ходуном заходили кусты куманики. Орех с Пятиком переглянулись — оба боролись с желанием удрать. Что за враг оказался на той стороне? Ни шипения кошки, ни вскрика кролика — только треснули ветки да заколебалась трава.
Собравшись с силами, наперекор инстинкту, Орех выглянул в просвет между кустами, за ним — Пятик. Их глазам предстало страшное зрелище. Прошлогодние листья взлетели веером. Земля была голая, исцарапанная, изрытая. Шишак лежал на боку, лапы дергались. Длинная крученая медная проволока, прикрепленная к прочному, вбитому в землю колышку, тускло поблескивая в первых лучах солнца, обвилась вокруг шеи Шишака, оплетя и переднюю лапу. Затяжная петля туго впилась в шею. По плечу текли капли крови, красные, темные, как ягоды тиса. Несколько секунд Шишак лежал в изнеможении, задыхаясь, бока его ходили ходуном. Потом снова вскочил и стал рваться то вперед, то назад, дергаясь, падая, — до тех пор, пока не задохнулся и не затих.


В книге это невероятно сильный момент: тревога, страх, нетерпение, сумеют ли спасти, справятся ли? Орех зовет остальных, и Черничка-таки соображает, что нужно достать колышек. Выкапывают, перегрызают, Шишак свободен. Но есть вопросы к здешнему племени: никто из "местных" не пришел на выручку, они лишь велели молчать о случившемся. Да они же трусы! Выгнать их из нор и самим там жить! Но тут приходит Пятик... и я лучше снова поставлю цитату:

- К норам? Вы собираетесь к норам? Болваны! Норы и есть ловушка! Все это место — одна большая грязная ловушка! Здесь все время кто-нибудь попадает в петлю, каждый день! Этим и объясняется все, что тут происходит. — Он сел, и слова его, казалось, поплыли над травой, смешиваясь с лучами света. — Послушай, Одуванчик. Ты ведь знаешь много историй, так? А я расскажу тебе еще одну, такую, что над ней пролил бы слезу сам Эль-Ахрайрах. Однажды здесь, на краю леса и на краю луга, что возле фермы, жило прекрасное племя. Но пришла болезнь — куриная слепота, и почти все кролики умерли. Но, как всегда и бывает, часть их выжила. Городок остался почти пустым. И однажды фермер решил: «Я ведь могу помочь этим кроликам выжить, тогда у меня всегда будут шкурки и мясо. Зачем доставлять себе массу хлопот и держать зверьков в клетках? Им и так неплохо». И фермер перестрелял всех наших врагов — лендри, хомбу, горностаев и сов. Он подбрасывал кроликам пищу, но не слишком близко от нор. Им надо было привыкнуть бегать по лесу и в поле. Там он их ловил — немного: фермеру хватало, а пугать остальных, рискуя опустошить городок, он тоже не хотел. Кролики выросли, стали сильными, крупными и здоровыми, потому что фермер следил, чтобы у них, особенно зимой, всегда была еда, чтобы ничто их не беспокоило и не пугало, ничто, кроме проволочной петли возле изгороди и на лесной тропе. Так что жили они так, как хотел фермер, и время от времени кто-нибудь исчезал. Кролики стали странными, не похожими на других. Они прекрасно понимали, что происходит. Но даже самим себе говорили, что все хорошо, потому что еда у них отличная, потому что бояться нечего, кроме одного. Временами их все же охватывал страх, но не настолько, чтобы они решились взять и уйти отсюда. Они забыли привычки лесных кроликов. Забыли Эль-Ахрайраха, ибо какой смысл в проделках и выдумках, если жить приходится в доме врага и плясать под его дудку. И взамен наших историй и сказок у них появились свои замечательные искусства. Из встречи они устроили настоящую церемонию с танцами. Они научились петь, как птицы, и рисовать на стенах; и хотя это не совсем помогло, но им стало легче жить и легче убедить самих себя в том, что они прекрасные парни — настоящий цвет кроличьего рода, умнее даже сорок. У них нет старшины — да и откуда ему взяться? — ведь старшина должен стать для своих Эль-Ахрайрахом и беречь племя от смерти. А здесь и не было никакой смерти, кроме одной, но против нее любой старшина был бы бессилен... Но одно строгое правило у них все-таки есть, причем строжайшее. Никто не смеет задать вопрос «где?» и никто не смеет отвечать на этот вопрос — разве что в песне или в стихах. Об этом надо молчать. Спрашивать «где?» — плохо, вспоминать о проволоке при всех — невыносимо. Вот за это могут избить и даже убить.
Пятик умолк. Никто не шелохнулся. В тишине Шишак, пошатываясь, встал на лапы, проковылял несколько шагов в сторону Пятика и снова упал. Но Пятик не обратил на него внимания и по очереди переводил взгляд с одного на другого. Потом он снова заговорил:
— А потом из-за вереска ночью пришли мы, дикие кролики, которые пытались выкопать себе норки по другую сторону поля. Здешние кролики встретились с нами не сразу. Им надо было подумать, как лучше поступить. Но они быстро сообразили. Лучше всего привести нас к себе и ничего не говорить. Понимаете? Фермер ставит лишь несколько ловушек, и если в них попадется кто-то из чужаков, то здешние кролики проживут подольше. Ты, Черничка, хотел, чтобы Орех рассказал им о наших приключениях, но не вышло. Когда кто-то стыдится себя, захочется ли ему знать про чужие подвиги, зачем ему слушать открытый и честный рассказ от того, кто им обманут? Продолжать дальше? Все сходится, тютелька в тютельку. А вы говорите — убить и самим там жить! Жить под крышей из костей, увешанной блестящей проволокой! Самим отправиться навстречу несчастьям и смерти!



И что же предлагает нам фильм? Городок-ловушка хорош. Первое появление парламентера с танцами выглядит настолько WTF, что в первый миг даже не понимаешь, что это канон) Понравилась надстройка, мол у местных своя религия с камушком-алтарем, который так красиво преломляет свет и сборищами вокруг него. "Мы так рады, что оно у нас есть. Это особое место, куда можно прийти... особенно когда тебе грустно". Это смотрится крипово, но эффектно, и очень гармонично вписывается в историю, тут сценарист молодец. Хорошо показана реакция "наших" и "местных" на рассказ о проделках Эль-Ахрайраха (героя кроличьего фольклора), одни такие: "Да! Молодец!", а другие тихонько wtf? Момент, когда древесные корни на миг кажутся "крышей из костей", а местный поэт вещает: "Я готов отдать свое дыхание, свою жизнь", - тоже по-хорошему жуткий и верибельный. И музыкальное сопровождение снова прекрасное, тревожно-печальное в пещерах, счастливое в сцене поедания моркови; как и голоса актеров, они буквально вдыхают жизнь в эти блёклые сиджиайки.
Вот я честно стараюсь хвалить создателей мульта, когда есть за что. Но они снова творят непотребство, и вот уже Орех катит бочку на Пятика, мол ты сейчас все выдумываешь, а еще ты не предвидел тех энгрибёрдз, и дома, наверняка, тоже все в порядке, и не было мне нужды уходить и расставаться с подружкой... Короче, из-за брата у него нет личной жизни *фейспалм* Пятик отвечает, мол эта подружка и сдала всех аусле, он сам слышал, в ответ на что Орех(!) прогоняет и бьет(!) Пятика.
Это... у меня просто нет слов. Это как если бы Сэм заявил: "Меня достали твои капризы, Фродо, твое кольцо - обычная побрякушка, а Саурона не существует!" и зарядил бы ему в нос кулаком. Зачем, вот зачем подрывать то, что является основой основ всего произведения? Во имя чего?
Далее происходит канонная сцена с попаданием в силки, и она создает двоякое ощущение. С одной стороны дивное музыкальное сопровождение заставляет сопереживать даже ворочающейся в пыли неверибельной сиджиайке, с другой, все происходит как-то слишком быстро и сумбурно, но в целом сцена спасения неплоха, хотя ей не хватает законченности. Нет финального объяснения Пятика, нет того чувства, как в книге, что он "разгрыз колышек гораздо крепче того, другого", нет катарсиса, сцену просто оборвали и слили. А ведь это веха, именно после этого эпизода кроли по-настоящему сплотились, стали доверять друг другу, стали командой. Пусть экранного времени мало (хотя не так уж и мало, 4 серии), но если экономить на ключевых сценах, то на что его тратить?

Ту би континуед.
22 мая 2020
4 комментария
Помню эту книгу, читала еще в школьные годы)) очень классная. И да, у меня Тлайли тоже самый любимый герой был.
Фильм смотреть не буду, но описания почитаю, интересно.
miledinecromant Онлайн
Ох спасибо!
Теперь я знаю что я такое в детстве смотрела, от чего мне потом жуткий черный кролик снился в кошмарах! А я-то уже начала сомневаться что мне это не привиделось.
miledinecromant
Видимо, вы смотрели мультфильм 1978 года.
miledinecromant Онлайн
Fink-nottle
Да. Когда болела.
Бррр.
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть